ЛОГИКОН

Логикон                                                                       Скачать      Логикон-1.doc

                                                                                         Скачать      Логикон-2.doc

 

 

Руководство по овладению принципами

традиционной и символической логики

  

Учебно-методическое пособие

 

Методическая разработка содержит пояснения по теории силлогизма и узловым разделам символической логики. Подробно  рассматриваются способы восстановления невысказанных  предпосылок в рассуждениях  и высказываниях. По каждому разделу составлены задачи, решение которых  помогает  формированию навыков  правильного мышления, умению самостоятельно  находить ошибки, путаницу, непоследовательность в письменной и устной речи.

Расчитана на всех, интересующихся законами мышления, желающих усовершенствовать культуру мыслительной деятельности и в первую очередь на тех, кто изучает логику в вузах, лицеях, школах.

 

Оглавление

 

Введение

Часть I. Традиционная логика

    1. Понятие
    2. Суждение
    3. Умозаключение
      1. Силлогизм
      2. Энтимема

Задачи на силлогизм

      1. Условно-категорические силлогизмы

Задачи на условно-категорические силлогизмы

Часть II. Символическая логика

2.1. Образование сложных высказываний

2.2. Нуль — единичная проверка истинности высказываний

2.3. Основные эквивалентности

Задачи на символическую логику

Задания по традиционной логике для углубленного изучения

Образец выполнения задания

Предисловие

 

Данная методическая разработка состоит из двух частей. В первой из них рассматривается традиционная логика. Причем изложение теоретических вопросов имеет подчиненное значение, так как основная цель работы – научить решать задачи к теме «Умозаключение». Если возникнет потребность полнее освоить теоретические основы указанны бегло описанных разделов, то можно обратиться к учебнику: Ю.П. Попов. Логика. М.: Кнорус, 2009.

Вторая часть содержит более трудные для понимания принципы символической логики и задачи к ним. Прежде всего это составление сложных высказываний и определение их истинностного значения, затем эквивалентные преобразования. Здесь можно найти более пространные теоретические пояснения.

 

 

Часть I. Традиционная логика

 

Логику называют наукой о формах мышления. Она изучает некоторые мыслительные стандарты, приложимые к любому материалу, о чем бы ни шла речь в рассуждении. Таких форм три: понятие, суждение, умозаключение.

 

1.1. Понятие

Мысли выражаются словами. Идеальные образы и картины, наполняющие наше сознание, при их логическом анализе должны быть выражены в языке, иначе их невозможно ни зафиксировать для себя, ни передать другим. Слово — посредник в обмене мыслями. В логике аналогом слова является понятие. Его называют формой мышления, поскольку в него, как в особую форму, отливается всякое мыслимое содержание. Какой бы предмет, явление или действие мы ни взяли, если нам предстоит строить о них рассуждения, то они станут для нас понятиями. «Налог», «хвойное растение», «прибывшие на поезде туристы» – понятия, когда нам надо проанализировать обозначенные ими явления. В отличие от слова, понятие может выражаться несколькими словами, иногда даже целыми большими предложениями. Кроме того, слова обычно имеют шаткий смысл, понятия же должны быть строго заданы через определения (или дефиниции). Правда, мы не всегда выполняем это условие в своих рассуждениях, но когда возникает спор, определения обязательны.

У всякого понятия есть содержание и объем (класс). Под объемом имеются в виду предметы, охваченные понятием, а содержание составляется из признаков, с помощью которых обозначается данный класс предметов. И то и другое задается определением. Возьмем для примера понятие «столица». Если мы определим ее как «главный город государства», то тогда «государство», «город», «главный» будут содержанием этого понятия, поскольку именно этими признаками мы отличили столицу от других населенных пунктов. А объем – это все города, являющиеся столичными: Лондон, Берлин, Москва, Пекин и т.д. Точно так же, определив, например, реку как постоянный водный поток на поверхности Земли, образуемый атмосферными осадками, мы в качестве содержания этого понятия получим осадки, Землю, воду, поток; объемом же станут сами реки: Амур, Лена, Ангара и пр.

Объемные отношения удобно пояснять круговыми схемами. Так, если взять понятия 1) «преступление» и 2) «контрабанда», то последнее, очевидно, полностью входит в первое, поэтому круг 2) охватывается кругом 1). Такое отношение называют подчинением (а). А вот понятия 1) «порт» и 2) «город» находятся в отношении пересечения (б), потому что существуют населенные пункты, имеющие оба эти признака (накладывающаяся часть кругов),  и существуют населенные пункты, обладающие только одним из указанных признаков. В том случае, когда понятия не имеют в объеме совпадающих частей, говорят  об отношении несовместимости (в). Например, понятия 1) «трамвай» и 2) «треугольник», 1) «лестница» и 2) «радуга» относятся к числу несовместимых. Их изображают двумя непересекающимися кругами.

Объемные отношения удобно пояснять круговыми схемами
Объемные отношения удобно пояснять круговыми схемами

 

«Если желаете продолжить чтение дальше, скачайте всю книгу бесплатно»