Статьи

Благоразумие детей – благоразумие взрослых(часть 2)

Ваш ребенок – старший школьник

Бывает, что приходится щадить отпрыска, расстроенного, скажем, каким-нибудь запретом и из-за этого разобиженного на весь белый свет, хотя привлекать его к выполнению домашней работы совершенно необходимо в данную минуту. Неплохо помогает в таких обстоятельствах обращение с двумя-тремя просьбами вместо одной, рассчитывая именно на то, что диалог будет скорее всего трудным; пусть неостывший от обиды подросток позволит себе в виде реванша один-два раза буркнуть отказ — на третий уже самому станет неудобно уклоняться. В результате и разлад угаснет, и помощь будет вам оказана. Если же случится, что согласие будет получено не на основную просьбу, а на «запасную», то в этом ничего страшного нет. Тут ведь главное сдвинуться с места, подтолкнуть процесс примирения; потом можно все поменять.

— Ты все еще сидишь, нахохлившись, будто воробей под дождем. Давай-ка переставай бередить свои доблестные душевные раны, мне без твоего участия никак не обойтись. Надо кому-нибудь ковры пропылесосить.

— Ага, разбежался, — огрызается все еще взъерошенный подросток. — Все пошли в футбол играть, а мне пылесосить. Кому нужны эти ковры, тот пусть и возится с ними.

— Ну, пошел торговаться с мамой. Может, в ножки тебе еще поклониться? Уж лучше я сама сделаю, раз ты у нас такой нюня. Не стыдно будет? — А через некоторое время можно быть уже и понастойчивее: «Ты все-таки от хлопот не увиливай. Надо или картошку почистить, или за молоком сбегать. Выбирай, а то я одна не успеваю».

Хотите привлечь на помощь обиженного на вас ребенка — запланируйте сами его препирательство, раз уж оно неотвратимо, и направьте его туда, где запал пройдет быстрее

Может, правда, показаться, что таким путем одновременно закрепляется непослушание. Однако так только кажется. Ведь неповиновение и в этом случае тоже осуждается, и порицание за него может быть высказано в самой энергичной форме. Такое обхождение с сыном или дочерью представляет собой как бы обходной маневр вокруг конфликта, дабы выбрать наиболее эффективную позицию. Сначала разлад выглядит как простое недовольство младшего старшими, потом он в какой-то мере гасится за счет предоставления «реванша»; после этого надо только правильно воспользоваться смягчившимся настроением, чтобы окончательно ликвидировать конфликт. Вместо, стало быть, того, чтобы напрямую убеждать расстроенного юнца и успокаивать его, конфликт сначала поворачивают другой гранью, более удобной для устранения и примирения.

 

Формированию мирных гармоничных отношений с детьми хорошо способствует наличие общих интересов. Очень полезно поэтому специально заводить какие-то совместные с детьми занятия — мастерить, рукодельничать. При острой необходимости можно специально планировать воспитательную ситуацию тесного сотрудничества. Так прямо и затевайте, скажем, изготовление модели планера вместе с вашим сыном только для того, чтобы узнать, каково его участие, допустим, в конфликте класса с учительницей. При совместных занятиях он может рано или поздно разоткровенничаться.

Однако недопустимо устраивать ребенку допрос, как говорится, с пристрастием, сразу как только он, например, признался в том, что кто-то на уроке стрельнул из рогатки. Занятие планером должно оставаться все-таки увлечением, а не очередным воспитательным мероприятием.

Чем больше времени вы проводите с детьми, в частности в совместных занятиях, тем больше можно рассчитывать на их откровенность

Хорошим совместным занятием может стать дрессировка животных. В домашних условиях для этого лучше всего подходят кошки и собаки — неприхотливые, сообразительные. Существуют специальные руководства и учебники. Дело это не такое уж и трудоемкое. Правда, регулярность занятий, систематичность обязательны.

Дрессировка, помимо прочего, сродни воспитанию, она приучает считаться с настроением наших четвероногих друзей. Занимаясь дрессировкой, поневоле приходится учиться понимать подопечного.

Если дрессировка сводится к превращению в команду каких-либо естественных игровых движений, то достаточно буквально нескольких дней, чтобы кошка или собака поняли, что означает указание вашей руки, и действуют, как надо. Однако реагируют они только на жесты, слова же команды поначалу звучат только «для зрителей». Чтобы животное начало слушать именно команду, понадобится много времени и трудов. То же надо сказать о всякого рода поворотах вроде кульбитов или сальто; тут времени понадобится еще больше. Но коль дрессировка затевается только ради целей воспитания, то вполне хватит и простых команд – сделать стойку, подойти, перепрыгнуть и так далее..

 

Помимо упомянутых существует много других совместных занятий, игр и развлечений, пригодных для рассматриваемых целей. Рыбалка, выходы по ягоды и грибы, фотография и фотоохота, коллективные игры, в том числе и настольные, спортивные занятия, лыжные походы, длительные, может быть, многодневные велосипедные прогулки, лесная жизнь с палаткой всей семьей.

Самое главное, все это можно затевать специально, чтобы провести какую-нибудь трудную беседу. Новые совместные впечатления и трудности сближают, отдых в необычных условиях, на свежем воздухе начисто вытесняет из головы суетные помыслы, костер в сумерках во все времена действует на людей умиротворяюще, настраивает на благодушие.

Можно получше узнать, что у взрослеющих детей лежит на душе, если почаще делить с ними романтическую обстановку странствий и отдыха на природе

Вряд ли, однако, позволительно и на деле удастся превратить такую методику в нескончаемо используемый прием: как у всех приподнятое настроение — так следом обязательное нравоучение. Тем более, что применять ее лучше всего в обращении с взрослеющими детьми, уже способными уловить скрытую нарочитость. При многократном повторении одного и того же они поймут, что их просто обрабатывают. Возможно, что придется ограничиться коротким диалогом из нескольких вопросов и ответов, если подросток реагирует болезненно. Хотя беседа может продлиться и дольше.

Причем на «беседы с приключениями», пожалуй, лучше всего смотреть прежде всего, как на отдых. Их подготовка в полном объеме потребует немалых трудов, а полученный результат может не удовлетворить; и потом он, как правило, не бывает немедленно ощутимым. Разочарование не обескуражит, если воспитательный эффект планировался как часть всех удовольствий и не более того.

Август 2017 г.

 

22 комментария для “Благоразумие детей – благоразумие взрослых(часть 2)

  • Жизнь современной женщины соткана из тысячи мелочей. Муж, дети, дом, работа – все это уже давно мы научились нести на наших хрупких плечах с высоко поднятой головой. А так хочется иногда расслабиться и быть просто женщиной, нежной и беззащитной. Но жизнь диктует свои правила. И в первую очередь современная женщина должна быть Хозяйкой. Настоящей Хозяйкой во всем. Статья полезная

    Ответ
    • Продолжение вообще-то не предполагается, потому что данная статья – раздел книги «Ладить с детьми». Она имеется на сайте.

      Ответ
    • Смолоду был довольно активным болельщиком за наш «Луч», помню Юрия Загуменного, Виктора Козлова, Виктора Старухина, Бориса Колоколова. Но ныне охладел помимо прочего еще и потому, что зрение сильно ослабело.

      Ответ
    • Благодарю за внимание! И не собирался вроде бы много писать о воспитании и обучении, да вот поди ж ты. Появился опыт обучения работе на компьютере вслепую десятилетнего школьника с нормальным зрением. Скорее всего со временем понадобится обучать этому в школе вообще всех. Такие навыки развиваются годами, но вот с помощью специальной разминки для пальцев дело ускоряется и мы примерно за полгода освоили все буквы (хотя скорость работы пока еще небольшая). С цыфрами, тире и всякими там двоеточиями в этом возрасте можно и не спешить.

      Видимо, через пару недель появится статья с подробным изложением такого опыта.

      Ответ
  • Мода меняется и ее нововведения порой вынуждают меняться нас. Как вы думаете есть мода на «правильное» общение взрослых и детей?

    Ответ
    • Установки такого рода, разумеется, меняются, да еще и как! И не надо их называть модой, потому что определяются они очень серьезными причинами социального характера. Какие-нибудь сто или сто пятьдесят лет назад семья (простолюдинов) – прежде всего производственная ячейка и супружеские пары формировались старшими прежде всего с оглядкой на материальные запросы всей семьи.
      А вот Вам установки более ранней эпохи и иной среды:
      Умнейшая из вдов немало сил Инесса приложила и старанья,
      Чтоб сын ее семьи не посрамил, которою гордилась вся Испания.
      Жуан, как подобает, изучил езду верхом, стрельбу и фехтование,
      Чтоб ловко проникать – святая цель – и в женский монастырь, и в цитадель.
      Дж. Байрон. «Дон Жуан».

      Ответ
  • Если вы хотите выучить иностранный язык в совершенстве, начинайте в самом раннем детстве. Ученые определили возрастной порог, до которого это сделать проще.

    Ответ
    • На такие неконкретные вопросы тома и тома исписать. Имеются ли тут в виду общественные функции или речь должна идти об умственных задатках и психике, то вообще-то ответ тут прост – биологически он уже сложившийся человек, но только пока еще не имеет жизненного опыта. Напомним, что в былые времена на службу в армию поступали в 15 лет, а английский король Артур (5-6 вв.) в 13 лет принял участие в сражении. Вступление в брак тоже начиналось где-то на этом возрастном промежутке. Психология учитывает, что вплоть до 13 лет ребенок все еще подражает взрослым и играет во взрослую жизнь. Рассуждая на этом еще детском этапе вполне здраво в порученных ему делах, он в то же время может забываться, может отвлечься другими затеями, а пустяковые помехи воспринимает как неустранимое препятствие, то есть в нем все еще по временам дает себя знать младенец. Относиться к этому с терпением – обязанность родителей, ибо все это вовсе не показатель неряшливости.
      На его следующем жизненном этапе воспитательная роль родителей не столько взращивать способности, сколько прививать житейский опыт и знания. Первейшей возрастной особенностью в этот период оказывается стремление к самостоятельности. Причем у юношей это больше распространяется на употребление папиной машины, а у девушек — на мамину косметику. При отсутствию опыта набить шишек дело обычное и потому педагогика относит этот возраст к самому трудному.

      Ответ
  • Родителям с детьми нужно больше проводить активного отдыха. Бывать в зоопарках и на аттракционах, смотреть шоу морских животных в дельфинариях и весело проводить время в аквапарках.

    Ответ
  • Howdy very nice site!! Man .. Beautiful .. Amazing ..
    I will bookmark your blog and take the feeds also? I’m happy
    to seek out numerous useful info here in the put up, we need develop
    extra strategies on this regard, thank you for sharing.
    . . . . .

    Ответ
  • Thanks for any other great post. The place else
    could anybody get that kind of info in such an ideal method of writing?
    I have a presentation subsequent week, and I’m on the look for such information.

    Ответ
  • I have explained many times that I am blind and it is difficult for me to find other sites. Sometimes site visitors are asked to advertise the books they have created. If these are books about parenting, then I advertise for five days for free.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *