Статьи

Рождественские размышления

Увлекает, восхищает и покоряет, ибо неисповедимо

История религий не просто полна неожи­данных поворотов. Она, можно сказать, прежде всего представляет собой не­скончаемые искания с порож­дением всякого рода причудли­вых новообразований. Дробле­ние и разветвление устойчивых религий можно даже вообще считать законом духовной исто­рии. Христианство, казавшееся его первым подвижникам гря­дущим братством всех людей, начало распадаться на несов­местимые течения с самого своего возникновения, и в каж­дое столетие в нём рождаются новые ветви. В древнейшей из религий, индуизме, ныне дош­ло до того, что по сути дела сколько деревень, столько и религий, потому что в каждой местности из всего пантеона на первое место выдвигаются свои небесные персонажи и до­бавляются местные божества. Не остаются неизменными и все другие большие и малень­кие верования.

За этой непрестанной эво­люцией не что иное, как страст­ные поиски идеалов нравствен­ной гармонии, красоты и совер­шенства, но с обязательным ша­раханием из стороны в сторону, а также с неприменным сопер­ничеством за лидерство. Не об­ходилось и не обходится, увы, и без вражды и стремления по­давлять. Родная дочь религии, философия, хотя и взрастала в среде мудрствующих интеллек­туалов, жаждущих видеть всё вокруг строго систематизиро­ванным не хуже алфавита, оста­ётся тем не менее таким же бур­лением споров. Философия — область знания, где нет едино­душия даже насчёт возможнос­ти самого познания и даже су­ществования окружающего нас мира, того самого мира, кото­рый любой человек прежде все­го и в первую очередь именно познаёт. В отношении существо­вания самого себя сомнений, кажется, не возникает, однако что есть наша природа, остаёт­ся вопросом, бесспорным отве­том на который имеется только трудно обозримый набор спор­ных мнений.

Отголоски споров и сомне­ний мировоззренческого харак­тера доносят до нас литератур­ные памятники самых древней­ших времён. Наряду с учениями о потусторонней жизни, учения­ми, всегда оберегаемыми влас­тями, благополучно дошли до новых поколений также и всегда подавлявшиеся их оппоненты. «Никто не приходит оттуда, что­бы ободрить наши сердца», — можно прочитать в одном древ­неиндийском трактате. «Пока живём, да будем счастливы! Та­кого нет средь нас, кто не ум­рёт», — говорится в другом древ­неиндийском произведении. Изобретательные китайцы в ту эпоху, когда у них появилась бу­мага, додумались создавать об­щины, все члены которой дого­варивались, что умерший рань­ше других даст потом остальным знак с того света. Путь эмпири­ческого подтверждения миро­воззренческих догадок оказал­ся, однако, неперспективным. Видать, угодно было небесам оставлять нас в этой области по­исков во власти одних только умозрительных построений.

Совершенно безразличные к вопросам потустороннего бы­тия встречаются наряду с исто­во верующими в общем-то во все времена и во всех концах. Впрочем, им, не посещавшим никаких церквей, видимо, по­зволялось в прошлом лишь тихо существовать, не «высовыва­ясь» со своими убеждениями и жизненными нормами. Англий­ский философ семнадцатого века Томас Гоббс, относясь к такой разновидности граждан, как только получил благодаря своим произведения им широ­кое признание, стал из-за это­го регулярно получать упрёки и угрозы в свой адрес, поскольку по всей Англии распространи­лись также и сведения о его об­разе жизни. Безверие непре­рывно критиковалось противо­положной стороной, которая приравнивала его к аморализ­му, пусть даже на деле оно и ос­тавалось благополучным как с точки зрения добрососедства, так и вообще нравственности. Однако с девятнадцатого века рост просвещения заставил умолкнуть таких обвинителей. Базирующееся на идеях про­светительства подвижническое служение добру и истине может быть не менее героическим, чем основанное на вере в поту­стороннее.

Хотя и отбрасывающая всякие нравственные устои грубо эгоисти­ческая жизненная установка, основанная на одном только хватательном инстинкте и пол­нейшем пренебрежении к дру­гим, разумеется, тоже всегда имеется во всех обществах. «Пей, ешь, люби и не грусти ни­мало», — передаёт такие на­строения один поэт, потому что: «Увы, мы существа единствен­ного дня и наш удел — удел лю­бой травы». «Живи, как всё жи­вёт, минутною волною плесни и пропади в пучинах вековых», — сокрушается другой. Сюда же надо отнести и примитивные языческие верования, то есть те, где признаётся множество богов, обслуживающих земные потребности людей за приноси­мые им пожертвования. Потус­торонний мир на этой стадии развития религиозных пред­ставлений является мрачным узилищем, куда не следует то­ропиться. По сути дела всё сво­дится к поклонению стихийным силам природы, поскольку каж­дое божество имеет узкую спе­циализацию и нет всесовершенного божества, сотворив­шего весь мир. Пожалуй, тут уместно будет припомнить в ка­честве примера деяния монголов с их широко известными завоеваниями. Созданная ими образцовая государственность в сочетании с хорошо слажен­ной военной организацией и идеальной воинской спайкой позволили им без особых уси­лий покорять обширные про­странства с населяющими их народами. В то же время рели­гиозность монголов оставалась тогда ещё примитивно-дикарс­кой (буддистами они стали по­зднее). Им ничего не стоило дать клятвенное заверение, что тот или иной город не постра­дает, если перейдёт в их подчи­нение. А затем, войдя в город, они без зазрения совести сгоняли население, сортировали и, отделив нужных, остальных одного за другим ложили поголовно всех головой на плаху, обнаруживая при экзекуции чудеса организо­ванности.

Так и сосуществуют из столетия в столетия благочестие и нечестие. Каждая сторона об­виняет другую, не скупясь на краски. Одни выглядят примк­нувшими к властям шарлатана­ми и мошенниками, другие — вожаками морально неразбор­чивой черни.

Ну а доказательства? Что если попытаться собрать нако­пившиеся за тысячелетия попыт­ки выработать в области миро­воззрения твёрдые убеждения. В европейской богословс­кой философии споры вокруг доказательства существования бога и бессмертия в конце кон­цов сконцентрировались вокруг двух направлений. Одно из них убедительнее других изложил Фома Аквинский (Томас из ита­льянского местечка Аквино) — доказательство существует, надо только как следует подна­тужиться мозгами. Оппоненты такого учения своим идейным вдохновителем признают Авгу­стина Блаженного, полагавше­го не только невозможным, но даже и ненужным доказатель­ства о боге и бессмертии, на­пример, потому что принятие богословских идей именно на веру без твёрдо доказанного воздаяния должно уважаться больше.

Можно назвать много дово­дов в подкрепление того, что доказательств не должно быть. Математически строгое дока­зательство, если бы оно было возможным, оказалось бы дос­тупным пониманию одних толь­ко изощрённых в логике мате­матических умов и в то же вре­мя осталось бы только той же верой для огромного большин­ства остальных землян. Будь же такое доказательство доступ­ным пониманию малограмотно­го простолюдина, его давно уже открыли бы. Да и вообще каким невыразимо унылым стало бы наше существование, если бы в мире не осталось бы тайн! Жизнь без чего-то неизведан­ного и риска, пусть даже в оби­ходно мелких дозах, сама по себе творит одну только смерт­ную скуку и, если подумать, сама по себе страшна не менее смертного греха.

Если мы рискнём выявить то немногое, что выглядит сколь­ко-нибудь убедительным в этой группе вопросов, то, на наш взгляд, остановиться надо на одних только нравственных ас­пектах нашего взаимодействия с вечностью, с потустороннос­тью и вседержителем.

Единственное, что можно доказать о предмете мировоз­зренческих споров, то есть о боге, выражается просто: если он существует, то любит нас только и исключительно по сво­ему бесконечному милосер­дию. Никакой прагматической выгоды от нас он не ждёт, а, если что и получает, то одни лишь душевные муки. Он творит добро, как Солнце источает тепло потому, что не может не источать. Наделять вседержи­теля корыстным расчётом озна­чало бы творить бога по образу и подобию своей низменной природы, которая не желает беззаветно служить горнему и вышнему. Ничего бесконечно высокого, внеземного, потусто­роннего, сверхъестественного — или как бы это ещё ни назы­валось — в таком случае просто- напросто не возникает. Назы­вать это можно хоть примитив­ным язычеством, хоть оголте­лым безбожием. Перегородки между ними тоже не возникает.

Уж если принимать религи­озные представления, то толь­ко те, которые возвышают и од­новременно обязывают. Мы как подобие бога или, если мы хо­тим быть его подобием, долж­ны в меру отпущенных нам воз­можностей помогать ближнему, не думая ни о каком вознаграж­дении даже и от небожителей. Ещё меньше надо видеть целью богослужения славословие бо­жества, который выглядел бы тогда простым честолюбцем. Более всего подобен богу тот, кто на первое место ставит за­поведь: «Не произноси имени господа, бога твоего, напрас­но». Вернее угодишь творцу мироздания, если на деле бу­дешь заботиться о его творе­нии, возлюбив ближнего как са­мого себя.

Сопоставляя споры вокруг бога и потустороннего мира в древности и ныне, мы мало уви­дим различий или таковые даже вообще отсутствуют. В любой аудитории как тогда, так и сей­час обязательно есть немногие горячие сторонники, которые всегда встречают множество сомнений и сомневающихся. И не менее убеждённые против­ники тоже всегда водятся.

В качестве значитель­ного итога длитель­ных богословских и околобогословских споров за все прошедшие тысячелетия можно назвать только одну ис­тину, относящуюся не к понима­нию сверхъестественного, а к межрелигиозным взаимоотно­шениям. Начиная с эпохи Про­свещения стало входить в жизнь, набрало силу и превратилось в общепризнанную аксио­му равноправие всех религий и, стало быть, государственных религий быть не должно. Ни пра­витель, ни первосвященник не знают лучше других, какая из религий предпочтительнее. Го­сударство заботится о земных интересах людей и должно под­чинять граждан земным влас­тям. Церковь заботится о веч­ном спасении и оставляет людей в подчинении одному только небесному повелителю. В заня­тых земными интересами госу­дарственных учреждениях рели­гиям не место. Она не вмешива­ется в дела земных правителей и предоставляет каждому выб­рать свой способ общения с бо­гом. Отлучение от церкви не на­носит никакого поражения в правах. Единственное наказа­ние для отлученного — ему зак­рывается доступ к вечному спа­сению через данную религию. Не вмешиваясь в вероисповед­ную деятельность церкви, госу­дарство вправе запрещать одни только антиобщественные (с точки зрения земных интересов) формы поклонения сверхъесте­ственному. После уравнивания перед властью старинная враж­да между верующими и неверу­ющими потеряла смысл, потому что о сверхобыденном думают вообще-то и те, и другие.

Завершая эти прикидки, нам поэтому хочется привести слова ещё одного поэта:

«Действительность как сон воспринимаю часто

И в бездны падаю, томясь по высоте.

И слышу вновь: «Мечтай! Безумию фантаста

И дерзость разума уступит в красоте».

Люди живут не только в хо­зяйственных делах и помыслах, они ещё и ухаживают за моги­лами, посещают памятники и приносят к ним цветы. Ещё больше в повседневности вся­кого рода символов. Трудно даже сказать, чем мы заняты больше в наших деяниях: ре­альностью или иллюзиями? Во всяком случае погружение в мир каких-нибудь шекспировс­ких персонажей есть погруже­ние в чистые вымыслы, вряд ли более жизненно-реалистичные, чем сказания, составляющие, например, евангельские сюже­ты. Обряды и ритуалы справля­ют все люди. Без символики, как и без праздников, жизнь была бы неполноценной. Неведомы нам запредель­ные дали. На разный манер ус­тремляет туда свои помыслы и дела и разница в подходах, пусть, не пустяковая. Однако всё говорит за то, что перего­родки между теми, кто поддер­живает церковные обряды, и теми, кто обходится без них, небес не достигают.

Юрий ПОПОВ, кандидат философских наук, г. Владивосток

 

 

 

44 комментария для “Рождественские размышления

  • поддержу предыдущий комментарий. Можно написать серию статей. Например «по следам христианства».

    Ответ
  • Общие фразы на известную тему. Видно что вы говорите свои мысли и подтверждаете цитатами известных людей. Интересно почитать ваше мнение например про жизнь Христа до 30 лет. Откуда, как, почему. Интересно ваше мнение как профессионала.

    Ответ
    • Из-за беспрецедентно высокой популярности этого подвижника о нем циркулировал целый рой совершенно разноречивых сведений и потому по мере появления новых данных из раскопок (например, в двадцатом веке в районе Мертвого моря) картина все больше запутывается. Лет пятьдесят назад в одном древнем книгохранилище найдена рукопись двухсотых годов нашей эры «Евангелия от Иуды» и тот заверяет, что Иисус сам попросил указать на него стражникам. О тех событиях сейчас можно узнать только набор тогдашних легенд.

      Ответ
  • Интересно ваше мнение. Какие легенды больше внушают доверия? Сейчас в интернете много «мусора». Как отличить, что выдумано нашими современниками, а что основывается на исторических документах.

    Ответ
    • Да ведь тема-то необъятная, тома и тома писать. Это только самому читать те произведения. Никак иначе собственного мнения выработать нельзя. Но их много и общее название для них – новозаветные или христианские апокрифические произведения.

      Ответ
  • Недавно прочитала книгу Вадим Зеланд Трансерфинг реальности. Вы согласны с теорией маятников?

    Ответ
    • Не доводилось даже и заглядывать. Спасибо, что подсказали. Непременно возьмусь за нее, как только найду время.

      Ответ
    • Благодаря посетителям сайта почитал и я. В философии с древности по временам заговаривают насчет того, что внешние условия существования и в самом деле можно менять одной лишь силой собственных мыслей, если под условиями иметь ввиду отношение к вам других людей (их важнейшую для жизнедеятельности составляющую). Трансерфинг доводит такие идеи до практических рекомендаций. Внутренняя собранность, подкрепленная специальной подготовкой, может очень даже эффективно повлиять на начальника, прикидывающего ваш деловой потенциал, на контрагента, оценивающего ваши возможности, и кого угодно еще. Развертывание идей насыщено остроумными замечаниями и дельными рекомендациями, изложение простое, лаконичное, но в целом, пожалуй, все же затянутое. Но вот использование физикалистской терминологии и, в частности, уподобление извечного колыхания и ритма жизни маятнику надо признать стилистической неудачей автора. В качестве мечты (внутреннего намерения, по терминологии трансерфинга) даже и надежда передвигать мысленным усилием предметы на столе или самом у порхать, подобно ведьме на метле, может показаться привлекательной реальностью пусть даже и в роли сказки. Такое учение тоже находит приверженцев с древности.

      А вот враждебное отношение к окружению настораживает. Любой маятник только подавляет и навязывает, а человека, попавшего в затруднительное положение, «всегда окружают советники и манипуляторы. Все они преследуют только свои цели: либо вырасти в своих глазах, поучая недотепу, либо получить возможность вами манипулировать». Общество – такая же естественная среда обитания, как и атмосфера. Девяносто девять процентов предметов обихода каждому из нас производит кто-то, а не мы сами, то есть «маятники» вообще-то и обеспечивают жизнедеятельность тоже. И подавляющее большинство общественных установлений и ограничений благодетельны для всех.

      Ответ
  • Рождество… Такой романтичный и таинственный праздник вытесненный революцией из наших домов. Можно и поразмышлять. К рождеству сейчас относятся, как к фольклору. Вы согласны?

    Ответ
    • Не совсем. Государственные религии прошлого запятнали себя множеством притеснений и тяжких преступлений. Например, если староверы заключали брак в своей церкви, то их брак считался незаконным, а дети незаконнорожденынми. Начатое Соединенными штатами отделение церкви от государства («Биль о правах», 1790 г.) было продолжено другими в Европе и выравнивало правовое положение разных верований и неверующих довольно мирно. А вот у нас такая процедура встретила немилосердное противодействие Московской патриархии, не желавшей терять привилегированное положение. Сатанинскую гордыню надо усматривать в поведении этих церковников. Жаль, конечно, что народные праздники стали жертвой того противоборства.

      Ответ
  • Приветствую всех!
    Нашел удивительную информацию
    Иван Неронов (1591 1670) настоятель церкви Казанской Богородицы в Москве, член Кружка ревнителей благочестия , идейный вдохновитель старообрядчества. Неронов получил известность как яркий проповедник, его проповеди посещал даже царь Алексей Михайлович. Он резко выступал против церковной реформы патриарха Никона, за что его неоднократно ссылали и судили. В очередной раз покаявшись и получив прощение от царя, последние годы прожил в Даниловом монастыре в Переславле-Залесском и получил там сан архимандрита. и протопопа Аввакума. Реформа, начатая как кампания по обновлению духовной жизни и утверждению благочестия, приняла новый оборот. Из Киева были призваны учёные монахи, отрицавшие весь старорусский чин и обряд как невежественные и тем самым посягавшие на авторитет русских святых. За образец взяли современные греческие богослужебные книги, отпечатанные в Венеции (католическом городе, что само по себе вызывало подозрения). Исправленные книги множили на Московском печатном дворе и рассылали по всем епархиям со строгим наказом служить впредь только по ним. Это вызывало протест не только потому, что обрядовые изменения воспринимались как ересь, но и потому, что малограмотным священникам было сложно переучиваться.

    Ответ
  • Или вот интересная информация.
    Житие активно распространялось в списках и при жизни Аввакума, и после его казни, как и другие его сочинения и письма с наставлениями в жизни и вере, которые он писал из заключения своим духовным детям, но все эти тексты были известны только в среде старообрядцев. Первое печатное издание Жития вышло в 1861 году в типографии издателя Дмитрия Кожанчикова в Санкт-Петербурге, подготовил и осуществил его филолог, историк древнерусской отреченной (то есть запрещённой церковью) литературы Николай Тихонравов, впоследствии ректор Московского университета. С тех пор разыскания продолжались. Например, в 1912 году историк Василий Дружинин нашёл в доме одного старообрядца автограф аввакумовской рукописи (за который, по преданию, московская старообрядческая община предлагала учёному 30 000 рублей золотом, но тот не взял, сохранив драгоценную рукопись для науки). Как это часто бывает с допечатными источниками, новые найденные списки порождали новые исследования и принципиально новые публикации. Так, в 1926 году в Париже в ситуации дефицита русских изданий Алексей Ремизов отвёл более 70 страниц в журнале Вёрсты под публикацию парижского списка Жития , составленного им на основании трёх ранее известных редакций.

    Ответ
  • А почему вы никак не комментируете целые выдержки из каких-то статей в комментариях?

    Ответ
    • Да ведь оценки таких высказываний, мнений,сведений и пр. бесконечно разнообразны. Можно только ожидать ответных высказываний от участников и посетителей форума. Это и интереснее, и познавательнее для всех нас будет.

      Ответ
  • Жаль, что не смогу сейчас участвовать в обсуждении. Очень мало информации. Но с удовольствием буду следить за этой темой.

    Ответ
  • Слишком заумно. А можете ответить: почему дата рождения известна, смерть и воскрешение — дата каждый год разная?

    Ответ
    • Чтобы это понять, надо вспомнить, что в древности календарный год состоял из 12 месяцев по 30 дней и потому раз в несколько лет приходилось вставлять тринадцатый месяц. Из-за большой календарной неравномерности при датировании праздников полагались больше на астрономические явления вроде дня весеннего равноденствия. Хотя уже была принята юлианская система, добавляющая раз в четыре года лишь один день, все же входила в жизнь она очень медленно. Повлияло, видимо, и то, что первые христиане должны были вытеснять имевшиеся у всех народов культы пробуждающихся к жизни по весне богов (у славян – Ярило). В результате содержание их обновилось, а способ датировки остался. Рождество вошло в жизнь позже, когда юлианский календарь уже получил распространение. В Писании на этот счет точных указаний нет и потому в разных конфессиях утвердились разные даты.

      Ответ
    • Что-то новое тут сказать очень трудно, да и то, что дают сказки и мультики, совсем неплохо увлекает детвору. Можно посоветовать только не торопиться просвещать детей насчет подарков от деда Мороза, когда они начинают взрослеть. Воспоминания о недавнем прошлом все еще живы и не надо их портить. Воздерживайтесь проявлять просветительскую инициативу, даже если уже прекратили подкладывать им под подушку «подарок от деда Мороза».

      Ответ
    • Но это Вы, пожалуй, чересчур. Когда-то великий немецкий философ И. Кант выдвинул такую мысль, что творчество само по себе награда и даже делал отсюда вывод, что плата за произведения представляет собой что-то вроде чужеродного вкрапления в духовное производство. Тогда по этому вопросу развернулась очень широкая дискуссия и многие утверждали, что, например, писатель или поэт получают вознаграждение в тот момент, когда из под их пера выходит их творение. Другие, соглашаясь с такой оценкой, в то же время подчеркивали, что творцы культуры должны еще и получать средства к существованию. Верно тут только то, что люди дорожат не одним только доходом. Большинству еще и надо получать его с помощью увлекательного занятия. Причем фактор притягательности профессий или просто престижа скорее всего посильнее материального интереса.

      Ответ
  • Любимый праздник — рождество. Но я думаю Новый год все равно, всегда будет на первом месте.

    Ответ
  • Можете рассказать про ведическую религию. Считается самая древняя. Старше буддизма

    Ответ
    • Это самая древняя из ныне существующих религий. Возникла она примерно четыре тысячи лет назад в Индии и сохраняется там и поныне. Хотя, КОНЕЧНО, ИСТЕКШИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ВНЕСЛИ В ЭТО ВЕРОВАНИЕ МНОЖЕСТВО ИЗМЕНЕНИЙ, НО ДРУГИЕ, СОВРЕМЕННЫЕ ЕЙ И БОЛЕЕ РАННИЕ, ВООБЩЕ ИСЧЕЗЛИ. И «веды» ТОЖЕ ДРЕВНЕЙШАЯ ИЗ СВЯЩЕННЫХ КНИГ, ЕЕ ВОЗРАСТ С УЧЕТОМ УСТНОЙ ТРАДИЦИИ даже ПРЕВЫШАЕТ ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. В ЯЗЫЧЕСТВЕ ИЛИ МНОГОБОЖИИ БОГИ, ХОТЯ И СЧИТАЮТСЯ ВЕЧНЫМИ, ВСЕ ЖЕ ОБЫЧНО ИМЕЮТ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОТ КАКИХ-ТО РОДИТЕЛЕЙ И ПОТОМ САМИ УСТУПАЮТ ПРАВЛЕНИЕ НАСЛЕДНИКАМ. Чтобы не загружать изложение перечислением имен, можно выделить бога Индру, популярного в качестве главы пантеона на начальной стадии. Затем верховенство перешло к Брахме покровителю сословия жрецов, монополизировавших ткульт. Достаточно сказать, что разделение на касты началось с обособления брахманов, через посредство которых только и можно было обращаться к Брахме. И з других верховных небесных повелителей индуизма всегда популярными были Шива и Вишну. Есть и множество других божеств, почитаемых представителями отдельных каст, сословий, профессий и т.д. В каждой местности к общему пантеону добавляются свои божества и потому назвать индуизм единой религией теперь уже трудно. С девятнадцатого века большое признание даже за пределами Индии получил Кришна.
      Характерное для всех языческих верований представление о том, что боги обслуживают земные потребности людей и получают за это пожертвования рано или поздно подверглось критическому пересмотру и потому примерно в шестом веке до новой эры в индуизме возник буддизм. Здесь на жизненный путь смотрят как на юдоль для испытания и потому каждый должен стремиться заслужить благосклонность небес стойким отношением к невзгодам и добрыми делами. И еще здесь признается перерождение душ. У других народов, например, у греков, тоже встречается идея, что правильнее не получать помощь от богов, а заслуживать ее. Но в Индии дошло до включения этого представления в культовую практику. Благодаря более совершенным взглядам на духовную сферу деятельности обновленное буддизмом верование нашло последователей как в индуизме, так и среди многих других народов и потому оно стало первой мировой религией, хотя в самой Индии буддизма практически не осталось.

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *