Детские дома

Эволюция воспитания – эволюция цивилизации

Обострение проблемы сиротства и переполнение детских домов выше в сяких пределов в последние десятилетия объясняется, надо полагать, не одними только тяжкими последствиями реформирования нашей страны. Скорее всего тут действуют более широкие наднациональные тенденции в развитии семьи и брака. Начиная с двадцатого века, семьи создаются преимущетвено женщинами. Однако раньше их усилия поддерживались многочисленными общественными институтами (не всегда, впрочем, такое соучастие было благодетельным), теперь же семья почти исключительно держится на одной только женской доблести. И хотя героического стремления создавать гнезда вроде бы не убывает. Однако результативность их усилий явно падает под влиянием непомерно возросших и все еще нарастающих дальше помех самой разной природы. И среди них первой должно быть названо практически полное равнодушие общества к складывающимся отсюда опасным демографическим последствиям, хотя таковые относятся к числу способных подорвать жизнеспособность самой йнации.

Так или иначе, но в обозримой перспективе трудно увидеть какие-либо признаки смягчения указанных трудностей. И воспитание в домах-интернатах, приютах и так далее становится устойчивой и скорее всего все более распространенной формой подготовки подрастающего поколения к жизни. Сиротство было и остается аномалией, но принимаемая по умолчанию педагогическая установка, согласно которой оно когда-нибудь исчезнет, должна быть признана утопической. Думается поэтому, что разумно будет наметить меры к максимальному сближению безродительского воспитания с обычным. Да даже и независимо от тех тревожных обстоятельств, в которых мы ныне живем, это, как согласится каждый, будет разумно.

К числу наиболее просто осуществимых таких условий относятся два. Первое из них состоит в том, чтобы разбивать детские сиротские коллективы на небольшие группы, подобные многодетным семьям, с обязательным подбором по повышению возраста. Второе — дом, в котором прошло их детство, должен оставаться и в дальнейшем их домом, быть их собственностью или по крайней мере он не может передаваться кому бы то ни было без их согласия. Детский дом, получается, это соседство нескольких просторных квартир с общей для всех кухней и прочей материальной атрибутикой.

Лучше всего, если такая группа будет расширяться постепенно. Сначала в нее входят двое-трое детей-погодок, затем по мере их подрастания к ним присоединяются вновь поступившие малыши, дабы можно было прививать старшим отношение к ним как нуждающимся в опеке наподобие тому, как это обычно бывает и в больших семьях.

При выстраивании подопечных по старшинству мы, правда, не должны забывать об одной трудности воспитания, которая состоит в том, что старший по возрасту среди детей всегда оказывается под психологическим ударом, когда в семье появляется новый ребенок и внимание взрослых смещается на младшего. Он, привыкший видеть себя в центре внимания воспитателей, чувствует себя в таком случае свергнутым с пьедестала. Конечно, для неокрепшей детской души такая смена семейных приоритетов – серьезное испытание. Однако положение все же не безвыходно. Один из корифеев психоанализа Альфред Адлер, рассматривая наряду со многими другими проблемами воспитания также и эту, совершенно обоснованно указывает, что даже физические недостатки, не говоря уже о прочих, могут при разумном подходе быть вписаны в общественные условия и работать на созидание и лагополучие. В качестве одной из ярких тому иллюстраций мы могли бы припомнить знаменитого когда-то футболиста Эйсебио; он не мог быстро бегать, так как одна его нога была короче, однако финты с припаданием на короткую ногу обманывали даже тех, кто ожидал этого. Преимущества, создаваемые его телесным недостатком, открывали ему путь к участию даже в мировых чемпионатах.

Привлечение старших из детей для ухода за младшими, когда оно соответствующим образом подается, само по себе возвышает, но еще больше дают в этом смысле какие-нибудь режимные послабления для тех, кто проявляет наибольшее старание и заботу, стало быть, уже выглядит в достаточгной мере повзрослевшим. В детские годы такой способ поощрения производит куда как высокий эффект, настолько сильно возвышая над остальными, что применять его надо чрезвычайно осмотрительно.

Однако наивысших трудов при внедрении предлагаемого здесь метода безродительского воспитания следует ожидать от работы с родителями несчастных обитателей детских домов. Большинство из них, само сабой разумеется, люди безответственные и сами нуждаются в воспитании и опеке. Между тем, собираясь сплотить детские группы, создать в них, насколько возможно, обстановку доверия и взаимопомощи, мы, естественно, заставим детей разрываться между своими постоянными сотоварищами и родственными привязанностями, где они будут сохраняться. Коллизии могут возникать именно из-за того, что моральные установки многих из их родственников чаще всего граничат с аморализмом. При осторожном подходе решается любая проблема, и все же начать приобретать опыт, пожалуй, лучше с детьми, полностю лишенными родителей.

Может показаться, будто данный проект относится к числу дорогостоящих, но так дело выглядит только на первый взгляд. Основание для такого заявления, ни мало ни много, втом, что в наше время само понятие материальных затрат ныне совсем уже не то, что во времена хождения золотых монет, а где-нибудь недалеко от начала третьего тысячелетия скорее всего окажеться вовсе отброшенным. В наше время в материальном производстве задействована меньшая часть всех работников и их доля продолжает устойчиво падать дальше благодаря главным образом укрупнению и централизации. Сейчас половину всей мировой продукции выпускают 100 крупнейших транснациональных корпораций, они же контролируют две трети всей мировой торговли. И в то же время в них занято, включая дворников, всего лишь 12 миллионов человек – население одного гигантского города; и при этом размах производства растет, а число рабочих мест сокращается. В эпоху глобализма достаточно ООН надлежащим образом организовать работу 1,2 миллиарда человек и производительные силы планеты возрастут в сто (!) раз, обрекая тем самым остальные миллиарды на обеспеченное прозябание. Ориентация на мелкий и средний бизнес, заметим попутно, провозглашенная первым в мире президентом-забулдыгой и передавшая наши невосполнимые ресурсы Западу, — пример деяния, в награду за которое ему и его наследникам можно было бы предложить от медали шнурок подлиннее и покрепче. Сам материальный интерес (этот любимый конек реформаторов России), веками служивший столь действенным кнутом (и одновременно пряником) в те времена, когда трудиться означало орудовать кувалдой, лопатой, сохой, лопатой, должен оцениваться иначе, когда большинство занято умственным трудом. Среди создателей духовных ценностей разговоры о материальном интересе всегда служили признаком низменных и испорченных натур. Так что всерьез воспринимать эту обывательскую панацею от всех экономических недугов могут только неразвитые умы.

Как бы то ни было, но совершенно очевидно, что грядет такое время, когда огромное большинство населения будет вовлечено в духовное производство. Кому и чем при этом заниматься, решаться будет практически без оглядки на материально-производственные требования. Трудно даже сказать, что в таком случае следует называть материальными затратами, потому что нет обычного и привычного обмена между разными сферами деятельности. Художник и врач, инженер и летчик, юрист и повар, моряк и журналист выполняют каждый определенную полезную всему обществу функцию. Какую из профессий выделить, дело в общем-то в немалой степени произвольное или, вернее, — и это самое главное — не зависит от вопросов обеспечения основ жизнедеятельности. Похоже, что уже в ближайшей перспективе правящим кругам, когда они захотят позаботится об избирателях, придется ломать голову над тем, какие новые занятия им придумать, дабы они могли выглядеть полезными членами общества хотя бы только в собственных глазах.

Если, далее, внаш разговор о воспитании позволительно вплетать отвлеченные темы, то необходимо настойчиво подчеркнуть: будущее любой нации – в школе. Можно выразиться и еще более высоким стилем: равные стартовые возможности для появляющихся на свет и вступающих в сознательную жизнь – самая глубинная сокровенная и всепроникающая тенденция цивилизации, начиная от ее истоков; именно ее в конечном счете провозглашают под разными именами в качестве самой последней и самой высокой цели существования прорицатели самого разного толка, будь они в рясах церковнослужителей или в мантиях ученых мужей. Когда в древности рабовладение заменилось на крепостную зависимость, а затем пришло время свободно нанимаемых труженников, — все это шаг за шагом медленной поступью и, преодолевая бездну препятствий, отнимало прирожденные привилегии в пользу личных задатков. И политические страсти ушедшего века с разговорами о демократии, выборами, возникновением четвертой власти, постепенным превращением образования в общедоступный институт и так далее есть не что иное, как осуществление той же конечной цели, какие бы разнообразные лозунги при этом ни провозглашались. Старушка история тысячелетиями упорно трудится, хотя и не без временных неудач,  дабы отнять у сильных и возвысить талантливых.

Издавна принято превозносить полученное кем-то блестящее образование. Разумеется, хорошая индивидуальная подготовка украшает любую биографию. Но при этом обычно не принимают во внимание ту простую истину, что таланту нельзя научить. Система образования не столько формирует его, сколько обнаруживает. И если в дореволюционное время в нашей стране четыре пятых населения не умели ни читать, ни писать, то это ведь означает, что ровно четыре пятых всех национальных дарований работали сохой или кувалдой. Умственные задатки не передаются по наследству. Во дворце ли, в хижине ли вытащила тебя мама из под подола, житейские испытания должны распределяться равномерно. Охват обучением всех и предельно беспристрастный отбор по уму, а не положению родителей, далеко не стал идеальным даже и в советское время, а теперь вовсе отброшен. Но он Первейшее средство направить общественный прогрес на путь максимального подъема во всех его ипостасях.

(Опубликовано в газете «ДВ-ученый», №4 (1422) 2011 г.)