Статьи

Наталья Пушкина в жарких объятьях высшего света

«Не вы ли сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар и для потехи раздували чуть затаившийся пожар?» Так кратко резюмирует Лермонтов причину гибели великого поэта. Трудно сказать, что стало причиной его превращения в предмет для насмешек, африканская внешность вместе с африканской сексуальностью? Может быть и это, кто его знает. Тон в подобных случаях задавали великосветские «остряки». Скажем, известный пасквиль вероятнее всего сотворен «остроумием» двух великосветских бездельников Энгельгарта и Гагарина. Эта издевательская манера больше всего пришлась по вкусу журналистской братии и насмешки сыпались со страниц печатных изданий по самым пустяковым поводам. И если поэт пытался дать опровержение, то это только давало повод газетному трепачу радостно объявить: вот видите, любезный читатель, проняло, не зря затеяли мы разговор. Отделаться молчанием тоже давало повод торжествовать победу: видите, в ответ приходится ему, недостойному, помалкивать. Так во все времена обращались с шутами. Кому-то из таких пришло в голову поязвить по поводу длинных ногтей. Поюродствовал над стихотворными строками закончил: больше всего пугают длинные ногти стихотворца. В ответ эпиграмма, озаглавленная латинским изречением: «По когтям узнают льва»:

Однажды я стихами как-то свистнул И выдал их без подписи своей.

Журнальный шут о них статейку тиснул, Без подписи ж пустив ее, злодей!

Ну что ж, ни мне, ни площадному шуту Не удалось сокрыть своих проказ:

Он по когтям узнал меня в минуту, Я по ушам узнал его как раз.

Даже и ухлестывание Дантеса за Натальей было настолько откровенным, что о взаимности с ее стороны не могло быть и речи, да и с его тоже. И здесь тоже шутовство, все издеваются и этот как все. Само собой какую бы то ни было симпатию тут нельзя было даже и подозревать.

И при всем при том после завершения всей этой нечистоплотной буфонады горькой трагедией газеты, ведомое той же журналистской жаждой гавкать во всеуслышание, дружно набросились на повод для дуэли, а не его первопричину. И возникшее отсюда отношение к ней стало непоколебимо прочным для всех последующих поколений.

О необыкновенной привлекательности Наталья Гончаровой заговорили задолго до замужества и само собой, вступающая в жизнь барышня мечтала и  о соответствующем устройстве своей судьбы, и о будущих успехах в свете. Широко известный поэт с невысоким, увы, уровнем благополучия не мог представлять для нее интереса, однако тут могла сыграть некоторую «негативную» роль ее необыкновенно сварливая мамаша. О ней говорили, как о старой ведьме и потому вполне возможно Наталья готова была откликнуться на любое предложение лишь бы избавиться от ее невыносимой опеки. Надумавший обзавестись женой поэт остановил свой выбор на ней. Когда добиваются руки какой-нибудь признанной красавицы, то всегда при этом участвуют и мотивы честолюбия, а у Пушкина они наверняка играли первенствующую роль. Обладание шедевром какой бы то ни было природы возвышает в глазах публики, а гениального поэта вспоминать о престиже заставляли ухищрения все тех же светских зубоскалов. Во всяком случае жених уже в том возрасте, когда пылкость с него слетела, да и природное женолюбие указывает на то, что у него и не могло быть на уме одной единственной. Став мужем, называл Наталью своей 113-й любимой женщиной, хотя это не означает плохое отношение к ней. Мужикам свойственно хвастаться такими успехами. Женское влечение в отличие от мужского помимо постельных утех включает в себя еще и стадию уламывания, причем именно здесь она чувствует себя королевой, так что наряды и украшения в качестве средства покрасоваться и услышать восторги всех вокруг и около представляют собой самостоятельное сексуальное удовольствие. Именно в этой роли она может торжествовать как покорительница всей округи. Оказаться в постели – это уже стадия удовольствий животного порядка, о которых, если женщины и упоминают, то, как и о соответствующих органах, с обязательным оттенком брезгливости в голосе . Не принято у прекрасного пола хвастаться такими «успехами».

Будущая теще знала, что в ее руках бриллиант, который может породнить ее с представителями высших слоев, пришлось жениху проявить настойчивость. Должность пажа была принята им вероятнее всего ради того, чтобы оказаться вхожим в Зимний дворец с его балами для аристократической верхушки, а тем самым и в высший свет. При этом могло быть, что такое условие поставила невеста, однако и самому ее мужу тоже такое могло только нравиться, ибо, обладаешь сокровищем, вознеси его повыше, дабы все могли оценить. То же следует сказать и про долговую яму, размером в двести тысяч – ушло на те же цели.

В общем,  у молодой жены вроде бы были все основания чувствовать  себя устроенной в счастливое замужество. Но вот что вы скажете про такой неслучайный жест: первая брачная ночь и после этого молодой муж исчез на четыре дня? А то признанному поэту и знатоку человеческих душ не знать, что только что вступившая в супружество жена все эти дни заливается слезами. Заботился и служил своей красавице со всей душой, это бесспорно, да ведь и осадить какой-нибудь выходкой, чтоб знала свое место, тоже, получается, был способен. Супружество редко соответствует общепринятым стандартам. Как правило, это какая-то взаимная симпатия, какие-то общие интересы, какие-то совместные хлопоты, добавим сюда еще и обязательные взаимные подозрения и еще более обязательный покров тайны над семейным бытом. Брачная жизнь Пушкина должна оцениваться по таким стандартам, пылкой любви там, при всем почтении, не стоит искать.

Но вот получает гениальный поэт по почте почетный диплом ордена рогоносцев. Кто угодно выбросил бы сию бумагу, но автору великих литературных творений нельзя. Не пропустят сию тему записные зубоскалы, для того и было придумано кем-то из великосветских лоботрясов. Результат не замедлил явиться – дуэль, смерть. И в первых же газетных публикации яростные нападки на… жену.

Существует броско выполненная картина, на которой они перед зеркалом в Зимнем дворце при этом она – пустоголовая красотка прихорашивается в предвкушении успехов, и он, обращенный не в зеркало, а в зал, светится боевым задором ниспровергателя, выискивая себе на сегодня пару-другую заскорузлых ретроградов, дабы наброситься и поставить их на заслуженное ими место. И все это не более, чем затасканный штамп. Не было в поведении признанного поэта ничего подобного и еще меньше ему требовалось участие в таких делах супруги у тем более на великосветском балу. И разве не согласимся мы, что успехи блистательной красавицы на балу любого мужа радуют и возносят в собственных глазах не меньше, чем ее, а этого еще и вдвойне?

Помимо тех идей, которые отливались в стихотворные строки, искать в его деяниях еще и какие-то иные – это искажать образ Солнца русской поэзии. Не занимался Александр Сергеевич распространением каких бы то ни было взглядов на манер подвижника правдолюба. За год до смерти в письме Чаадаеву встречается даже фраза: «При всей моей сердечной привязанности к государю». Разумеется, это всего лишь слова придворного, занятого своей карьерой. Но никаких бунтарских настроений он не имеет в это время. Более того, его отказ присоединиться к декабристам был обоснован смехотворным предлогом – заяц дорогу перебежал. Это ему-то автору сказки про чертей и намеревавшемуся поначалу быть похороненным без религиозных церемоний держаться суеверий? Все говорит за то, что великий поэт довольно рано разочаровался в прямой политической деятельности. «Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман», — писал непревзойденный лидер русской поэзии своим друзьям декабристам в места их заточения. Добавляет далее, что он остается верен всем чаяниям, но только в виде надежды, что когда-нибудь «Россия воспрянет ото сна».

О том, что перед смертью Александр Сергеевич сам предложил супруге через пару лет найти достойного мужа, чаще всего говорят в мотивах предсмертного всепрощения. А чего ему было прощать? Ее женское честолюбие удовлетворялось – иным только мечтать. Дантес? – Издевательство и над ней тоже. Пасквиль – только дальнейшее продолжение тех же издевательств пресыщенной великосветской чернью. Всякие Влюбчивые или тем более похотливые особы не в состоянии скрыть от посторонних свои наклонности и, будь Наталья из числа таких, при огромном негативном внимании к ней разнеслось бы по всему белому свету. Александр Сергеевич прекрасно понимал, что не ошибся с выбором, Наталья из числа женщин, с которыми муж может быть спокоен за свою честь. Его избранница умеет выглядеть шедевром женской красоты и очарования тем и служит великому поэту в его перепитиях с судьбой, справляясь со своей ролью легко и величественно, как не удалось бы никакой иной. И ничем другим участвовать в его судьбе она не могла. Да тут даже есть все основания утверждать: нашему лучшему поэту лучшей жены нельзя было и пожелать, да и быть не могло. Разве не так?

В те времена много говорили о бездушии высшего света – Бальзак, Теккерей, да и у самого Пушкина встречается. Причина их одинаково горестной судьбы только в этом. Немного исправил положение царь. Узнав, что великий поэт желает обойтись без религиозных церемоний при похоронах, просил передать, что выкупит все его долги, если он умрет по-христиански. Не пропали впустую карьеристские старания.

Июнь 2023 г.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *