ИсторияСтатьи

И все совершается через борьбу (часть 1)

Древнегреческий Гераклит, известный своим афоризмом насчет того, что все течет и изменяется настаивал также на универсальности противоборства: «Война отец всего и все совершается через борьбу».

На войну долгое время смотрели и все еще смотрят, как на самое примитивное занятие рода двуногих без перьев. Сводится оно, якобы, только к размахиванию дубинкой озлобленных мужиков. Правда, согнанные принудительно в боевой строй толпы, вполне пригодные для столкновения с такими  же толпами, сплоченными кнутом и плахой скорее правило. Но именно потому и правило, что далеко не каждому дано формировать сознательное сплочение, к примеру, собирать солдатскую сходку после неудачи и суметь настроить легионеров на воинственное настроение, как получалось у Цезаря или обращаться перед сражением с речью, как рекомендует Макиавелли и как практиковали Наполеон, царь Петр и другие. Сплочение или спайка, подчеркивал Платон, когда каждый добровольно готов постоять не только за себя, но и за других, делает войско непобедимым. Причем взаимное доверие каждого в строю во время сражения обязательно колышется в зависимости от колебаний военного счастья и суть победы над врагом то и означает, единение сломлено, всех охватила паника и кто первым бросится бежать, тот и спасется.

В соответствии с тем, что мы не живем, а боремся, возвышающий нас Риск присущ нашей природе причем не только ради выгоды. Кто-то предерзко играет своей судьбой на высокогорных скалах, кто-то лихачит на скоростном автомобиле или мотоцикле, кому-то парашют за захватывающее дух развлечение, иные выбирают акробатику на канате и еще многое, чего не перечесть. Самое главное при этом состоит в том, что все такие лихачи зарабатывают восторги публики или думают, что зарабатывают, тем и достигают самоутверждения. Проще сказать, некоторые склонны поиграть с опасностью, а все такие склонности почитают. И при этом у всех народов больше всего почитаются именно боевые заслуги. Военные деяния с энтузиазмом превозносят и увековечивают на тысячи ладов. Много всяких способностей и наклонностей нужны для общественной жизни и для любой из них имеются самые самые. И придется также признать, что те, кто носит мундир с погонами, это поставленные на службу обществу самые благородные носители наклонности лихачить с опасностями.

Ведущая роль именно воспитания, а не палки подчеркивается у Макиавелли и иначе: «Сдерживай солдат во время мира страхом и наказанием; отправляясь на войну, воодушеви их надеждой и наградой». Нагляднее всего это проступает в народных армиях, как у Спартака или Разина. Причем наказания, не исключая смертную казнь, были и у них тоже, но только с одобрением всеми, то есть не запугивали, а, наоборот, вселяли уверенность, что опасное для всех малодушие вовремя пресекается.

Среди эпизодов в деятельности Суворова встречается происшествие, когда командир, недостойный такого звания, повел свой кавалерийский отряд на врага и на середине пути струсил и начал тормозить. В результате вся его команда в момент сбилась в неуправляемую кучу, на которую тут же набросился враг и искрошил всех. В атаку или на приступ можно было только повести за собой, а не просто приказать. «Цезарь, Александр и все великие люди и полководцы античности, — читаем у Макиавелли, — сражались всегда в первых рядах, шли пешком в полном вооружении». Отбор на командные должности мог выдвигать только тех, кто способен оставаться хладнокровным лидером невзирая на смертельную опасность и воспитание таких наклонностей составляло важнейшую функцию всей культуры как таковой. Какой-нибудь дуэлянт может демонстрировать презрение к смерти, как в повести Пушкина «Выстрел», и выглядит совершенно нормальным среди современников. В армии Наполеона был необыкновенно храбрый даже для того периода генерал и в ответ на восторги ронял: «Что это за гусар, который прожил больше тридцати лет». Но с появлением пулеметов и разрывных снарядов рукопашные схватки теряют свое значение и бесшабашное лихачество вышло из моды. Опасность теперь и у телефониста, и у снабженца и даже у повара и прачки.

В общем великие завоевания это всегда результат высокоинтеллектуальной работы. И при этом нам придется признать ту неприятную для европейской культуры истину, что самые велики завоевания сотворены монголами. Непрерывные победы и покорение обширнейших территорий означают, что боевое братство «один за всех и все за одного» было обязательным и здесь тоже. Так что и здесь были свои мушкетеры, каждый из которых не простит даже и сам себе одних только подозрений насчет их малодушия. И при этом девиз Чингисхана «Монгола нельзя делать рабом» есть прямая основа тех итогов. И необыкновенно подвижные конные соединения, способные отрываться от своих на тысячи и тысячи километров, победоносно продвигаясь через густонаселенные территории скорее всего тоже одно из открытий того же завоевателя.

Что же касается беспощадности, то, увы, тут у упомянутого восточного полководца тоже далекое превышение над всеми. Однако в такой беспощадности нельзя видеть средство сотворения военного могущества, это уже его использование против чужих народом. Переняв от китайцев систематичность, монголы тогда и на пару столетий позже все еще держались примитивной языческой религии, когда боги обслуживают земные потребности людей и требуют от них подачки яствами. Наделение духовной жизни ценностями выше земных интересов у них еще далеко впереди. При этом никак не можем мы сбросить со счетов того, что в любом войске того времени когорта палачей и пыточная камера у всякого сановника тоже обязательна. А от португальского путешественника шестнадцатого века Пинто можно также узнать, что в большом ходу обыкновение поджигать чужие храмы вместе с укрывшимися в них жителями. Между прочим, и казаки Тараса Бульбы, как можно увидеть в главе 12 известного сем у нас произведения Гоголя, тоже спешили поднести огонь к костелу с укрывшимися в нем ненавистными им поляками, упоминаются здесь и сваренные заживо в котле (разумеется, в этом надо видеть свидетельство о том, что все это встречалось в прошлом отнюдь не у одних только этих двух народов).

Май 2023 г.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *