Вспомни и перекрестись
Вспомни и перекрестись
Новым поколениям, думается, небезынтересно будет взглянуть на бытовые условия, точнее, эволюцию таких условий в ушедшем веке, в том веке, в который Россия вступила большой убогой деревней. Мы окинем этапы этой эволюции в обратном порядке.
- В этот довольно шумный период с трескотней о победах в космосе автору данных строк довелось стать студентом университета. Общежитием в нем служило переоборудованное из гаража старое здание. Понаставили коек вместо грузовиков – вот вам и переоборудование. До иного у устроителей сего жилища руки не дошли, да и жильцам в стране победившего пролетариата не требовалось. Но и это предоставлялось только с третьего курса.
Остальные нанимали жилье, если пользоваться принятой в цивилизованных странах терминологией. Только у нас это означало платить по 15-20 рублей в месяц и проживать в одном помещении с хозяевами. В чеховские времена, пришлые из деревни платили за проживание в сараях и на сеновалах и лишь наиболее обеспеченные нанимали часть комнаты. К тому времени снимать на европейский манер отдельную комнату тоже можно было (30-35 рублей в месяц), но нам ли, выраставшим в бараках и прочих коморках иной раз три на три метра всемером, искать «буржуйские» условия быта? По радио звучит временами шуточная песенка, в которой незадачливый кавалер оправдывается перед подругой: «А в субботу, дорогая, я сначала в бане был, а потом прилег на лавке и никто не разбудил». Спать на лавках, стало быть, без постельного белья было тогда уже пережитком, но пока еще пережитком не забытым.
- Примерно на полтора десятилетия раньше пришлось на такой же манер нанимать жилье дочери поэтессы Цветаевой (в замужестве Эфрон). Она сообщает об этом в одном из писем Пастернаку весной 1950 года. Платили тогда квартиранты обычно рублей двести в месяц, а зарплата колебалась у всех около тысячи. Место жительства – изба в четыре стены, стало быть, в обычном тогда тесном соседстве с хозяйкой. Однако если бы только это. Мебель или то, что можно назвать мебелью, является традиционной для русской избы — один стол и один стул. Это и щи похлебать, и газету почитать. Но и это еще не все – теленок и куры тоже в этих же четырех стенах. Спать на полу в наших домах, где нередко гнездилось по три поколения, тогда еще приходилось многим. Но жить одной в четырех стенах и без кровати все же было уже анахронизмом. Тут бабка просто подзадержалась в прошлом, позади ведь три десятилетия интенсивного развития. Однако теленок в доме казался тогда всем нам нормой.
Нелишне заметить, что обычные даже в городах вплоть до середины прошлого века корова во дворе и поросенок в чулане создавали одну лишь иллюзию благополучия. Если откормить по одному кабану на каждого в семье, это будет половина мясной нормы на год. А мы завалим одного на ноябрьские и потом у нас до самого февраля «свежее мясо»: один раз полизать, другой раз понюхать, третий раз посмотреть. Не лучше и с молоком. Без кормов, каковые на огороде не вырастишь, с ведра молока полчайной ложки масла (губы помазать детям по праздникам). Но сие благополучие по меркам времен царя Гороха у нас шло за процветание. Больше того, именно занятие подворьем у большинства обывателей почиталось за единственно достойное занятие. А всякие там индустрии да науки интеллигентской блажью и дураковалянием.
- В начале тридцатых годов довелось оказаться нанимателем жилья на манер российского простолюдина поэту Клюеву (кое-какие подробности можете найти в одном из его писем к Христофоровой-Садомовой от октября 1934 года). Платил 50 рублей в месяц (средняя зарплата тогда около 200), спать укладывался в отдаленном углу на полу и просил отгородить его хотя бы занавеской. Постельное белье у него, надо полагать, было, а вот остальные обитатели дома вполне могли обходиться шапкой под голову да шубой сверху.
- Еще на полтора десятка лет раньше опять-таки и гораздо хуже. Княгине Мещерской пришлось познакомиться с бытом простолюдинов в 1917 году, когда ей и ее матери довелось поработать кухарками. Спали на полу, доска под голову, под утро занозы и уши горят, о чем можно узнать из ее книги «Жизнь некрасивой женщины». Презанимательное, заметим попутно, для слабой половины творение стервы; мужа своего летчика загнала на тот свет своими аристократическими замашками и чуть ли не хвастается этим.
- Совсем уж в начале двадцатого века вступает в жизнь крестьянин Карпов, малограмотный и бедняк, оставивший книгу «По волнам житейского моря» с обидами на советскую власть, поскольку всю жизнь оставался дьяконом. Спать укладывались, говорится у него, на полу и на лавке, полено под голову. При отсутствии постельного белья от клопов избавиться невозможно и поэтому в теплое время устраивались на ночлег где угодно, только не в доме. Пока в ходу оставались домотканные ткани, о постельном белье никому из наших простолюдинов не приходило и в голову. Пестрядевые и холщовые рубашки и штаны упоминаются и у Куприна, и у Чехова, и у других. Много ли наделаешь тканей, когда прядение, превращение ваты в нитку, делает не станок, а руки? Тут и дедовские портянки могли быть нормальным наследством. А уж о наволочках и простынях не могло быть и разговору.
- Французский путешественник де Кюстрин прибывает в Россию по специальному приглашению Николая I, дабы этот убежденный монархист представил цивилизованной Европе возглавляемую царем страну. И тот представил. Среди прочего узнаем, что садиться на места, на которые садится русский простолюдин, нельзя – поймаешь вшей, блох или клопов. Причина – русские мужики даже в собственных домах спят на полу. Но ведь простолюдины не изолированы от благополучной жизни. «На станциях, — читаем у Пушкина, — клопы да блохи заснуть минуты не дают». Но тут автор подает это иначе. Остановился он в столице в отеле, принадлежащем французскому владельцу, и как только вошел в отведенный ему номер, тут же бросился звать хозяина: на подушке клоп. Но получил в ответ только усмешку: в России живешь. Аристократия на балу в Зимнем дворце, по его словам, одевается побогаче европейских герцогов да баронов, но в обиходе иной раз даже на женщинах можно видеть стоптанные башмаки, которые давно пора отдать горничной. И сельские усадьбы — по преимуществу бревенчатые неказистые строения. Можно, кстати, припомнить усадьбу Достоевского в его детские годы – глинобитная хижина под соломенной крышей. Сгорела, слава богу, а то был бы памятник.
В российской истории ретроспектива очень скоро доводит до дремучей дикости. Близко по времени располагается она, да и сейчас не исчезла. Иногда, обращаясь к своим детским и школьным годам, невольно останавливаешься: неужели все это когда-то было, неужели мы так жили?! Однако ж было. А после войны еще и землянки. Тоже были и даже спасали. Вспомнишь иной раз и так и тянет ногой перекреститься.
Ноябрь 2021 г.
вы рассказали одну из веток эволюции. Да было так. Сейчас больше комфорта и суеты