Вселенский собор
(философическая поэма про природу вещей)
Начало лихая беда, как мы знаем.
Попробовать разве с конца приступить?
Философ ведь скепсисом обуреваем,
Ему бы и ясность в туман погрузить
Он знает, что он ничего-де не знает,
Другим же, мол, этого знать не дано.
Так хвастал Сократ. Вам, слышь, то и мешает,
Что самодовольство доступно одно.
Нам могут сказать: что, сначала закончим?
Коль есть заголовок, осталось лишь нам
Дать жирную точку. Да песнь, между прочим,
Последняя первой служить должна там.
Оно же и кратко, без слов, без угара.
Но мы ведь все помним: таланту сестра
Приходится тещей мусье гонорару.
Возьмемся. Но-о! Трогай Пегас, нам пора.
Начать с конца. От бесконечности тогда начнем.
Поотдаленней, ясно ведь, не сыщешь днем с огнем.
Песнь последняя (и единственная)
Сползает усталое Солнце к заходу.
Косые остывшие за день лучи
Роняют медь с бронзой на синь небосвода,
Ей угольной темью стать надо в ночи.
Из мрака, из бездны межзвездье мерцает,
Миганьем безмолвный ведет разговор.
То Космос в мечтах сам себя постигает —
Себе сам вселенский священный собор.
И черные дыры – безмолвные бездны,
В них в каждой свой космос, галактик пути
И даже, представьте, наш мир поднебесный,
Как в капле межзвездья там можно найти.
Нет верха и низа, нет центра и края.
Любой астероид, сколь ни был бы мал,
Бодает пространство, помехи не зная,
Бесстрастный и дерзкий с начала начал.
Планета ковчегом в синь-темень вплывает,
Тревожно взирает восторгов полна,
И вместе сама удивляет, пугает –
Загадка? Бацилла? А, может, война?
В Медвежьем углу, где с Ковша наливают,
Разнес Водолей, чтоб удался собор.
Беззвучно бунтуют, галдят и ругают.
И кто разберет их, о чем у них спор.
Но вот рассвело и синь-темень пропала.
Под купол вместился весь мир без краев.
Уютен мир далей под неба овалом,
Мир буйства вулканов, возни муравьев.
Свет явлен и бездна бесследно пропала.
Не странно ль, однако, коль надо сказать:
Природа завесу от тайн пожелало
Самим светоносным эфиром создать?
Капризен творец, в парадоксы играет.
Любовь сотворил в перемежку с грехом:
Терзаясь, мечтает, возносит, роняет
И жертва подчас на рассчетце верхом.
А вот еще вам православная вера.
В самом преклоненье и то чудеса.
Молить на коленях у рьяных манера –
Лицо к преисподней и срам в небеса.
Жил в бочке мудрец, что, мораль отвергая,
К богам лишь почтенье не бросил хранить.
Блудница случилась при нем, да такая —
Лишь бездной поклонов грехи замолить.
Простерлаьс ниц в истово пылком раденьи.
В поклонах одежда сползла, растряслась.
Ну, право сказать, храм не храм заведенье.
Как будто и с небом грешить собралась.
Мудрец кулаками пресек святотатство.
Коль в храме, где даже от стен благодать,
На лавки стреми срамотное хозяйство.
Но нам и иное все ж надо сказать.
Отринуло время господство прелатов.
Лишь добрая воля к иконам влечет.
Не цель наш Сарказм. Всем ведь искренность свята.
Упрек от души, уж поверьте, идет.
И разума свет, хоть и свет, затемняет,
Лишь ясные дни оставляет себе.
Взор тот же прожектор – скорей ослепляет,
Чтоб хмурые дни предоставить судьбе.
Межзвездье всех раньше пастух обнаружил,
Вперяясь в высоты в ночные часы.
Зверьем населил и Стрелец при них служит,
А с ним его резвые Гончие Псы.
Но люди окрепли, чтоб жить по закону.
Иным антураж стал в бездонной тиши.
Весы завели, с ними Щит и Корону,
И даже есть Крест для терзания души.
Дошло и до умников, кои могучи
Впрягать небеса в суету муравья.
Пущай-де наводят, кому из всей кучи
Былинки тучней и росы полынья.
Туманности шастают с толком и рады
Напраить дела мелюзги на доход.
Мол, хахаль в сей день перепал крутозадым,
А тоненьким фиг и не наоборот.
Баюкать душонки сродни примитивам.
А наш муравьишко дан лесу затем,
Чтоб сам в нем царил, его делал счастливым,
Песчинкам дав жизнь средь природных систем.
Не рады бывают иные из смертных,
Что воля дана им разумными быть.
Столкнувшись с проблемой из самых заветных,
Тем только и заняты — с рук ее сбытьь.
Наивно и мелко в рабах у природы
Пытаться высокое счастье найти.
Путь в высь сквозь препоны, но то путь свободы
И нет ни полезней, ни чище пути.
Поймать в небе истину, в небо не глядя,
Болгарская Ванда могла без труда.
Генсек перестройки, покладистый дядя,
К врагам, говорит, так что ждет вас беда.
Напакостит Горби, мол, вам до предела,
Утратит жизнь с совестью в строгом ладу
И век свой прервет, разрядив парабеллум
В себя в девяносто-де третьем году.
Предельно понятно на телеэкране
Звучали небесный вердикт и прогноз.
Но разве иным было скрыто в тумане,
Что бездарь своей перестройкой принес?
Оставил давно Горбачев президентство.
Срок, данный от звезд почему-то забыт.
Понятно, коль люди средь бурь, средь злодейства,
Но как от небес-то остался срок скрыт?
Карают нас сверху, найдя упущенья.
Но Ванду не стоит, пожалуй, бранить.
Щебечет, хлопочет, в заботах, волненьях,
Вот так и забыла наверх сообщить.
Свои неурядицы, знать, и у бездны.
Не просто, как видно, и звездам самим.
Упреки несчастным всегда бесполезны,
Отпустим грехи им. И просто простим.
Неведомо нешто, что образ вы бога?
Прощать — его первая служба. И нам,
Подобными верхним быть надобно строго.
Простим их и мы, коль прощают нас там.
Ну и завело ж нас! Межзвездье прощаем.
А все от философов, нет им кнута!
Иной празднослов так гордыней прельщаем,
Что даже Творцу выставляет счета.
Нечаянно дума нас ввергла, однако,
На путь вольнодумства. Бывает порой,
Приходится думать навроде двояко –
Как видишь ты сам и как видит другой.
По правде сказать, отделяется трудно,
Что мнится тебе, что другим приписал.
Мелькают они нераздельно, попутно.
Но все ж и меж ними возможен провал.
Кто за «Дон Киэхота» возьмется, узнает,
Как двое искали в чащобе осла.
Тот в чреве у волка давно пропадает,
А эти все рыщут, забросив дела.
Направо, налево друзья разделились
И ну оглашать лес потоком рулад.
Нашли же друг друга. Вот все порезвились,
Когда всем известен стал их результат!
Оно и понятно. «И-а» возглашают,
Сквозь дебри упрямо ломясь напролом.
А отклик и тот, и другой понимают:
Вступил в диалог с настоящим ослом.
Едва ли и парочкам нежно влюбленных
Не следует помнить, что рано мечтать.
И сколько итогов Буквально погромных
Пристрастья политики могут рождать!
Мечтаний идейный наш мир полон с верхом,
Несбыточных, дерзких, а то и крутых.
А их дополняет и служит помехой
Туман опасений – мечтания других.
Накрутим в терзаньях восторги и слезы,
За Я и за Ты пониманье свое.
Одно — идеалы, надежды и грезы,
Другое – догадки, а то и вранье.
Не то, чтобы не было знаний реальных,
Но к ним доберись, предрассудки же — вот.
Глаза лишь открой, — их забористых, славных,
Лихих и продвинутых невпроворот.
Итак, мы Творца не виним, не прощаем.
Речь наша о взглядах одних на него.
Известен нам Глоба и Ванду мы знаем.
А что вседержитель? О нем — ничего.
Положено было б астрологам дошлым
Рублем за прогнозы свои отвечать.
Не только ведь криком одним лишь истошным
Синоптика вправе к ответу призвать.
Ведь смертные, то же, что все остальные,
И ищут, что лучше прибрать да урвать.
Наверно, не прочь зашибить дармовые.
Ну а небожители, их-то как знать?
И даже когда мы, как верят, предстанем
Пред ликом всего мирозданья творцов,
Допустим, увидим, потычем, достанем.
Пусть так. Но что из того нам в конце-то концов?
Нам скажут: мы правим до крайнего края.
При этом добавят, что край не найти.
Пусть мы согласимся: они-то все знают.
Но как можем мы к пониманью прийти?
Помчись хоть налево, помчись хоть направо,
Другой, если хочешь, маршрут избери,
Блуждай хоть всю вечность, коль поиск – забава,
А края как нет. Нету, черт подери!
О Первых на небе с готовностью страстной
Возьмутся учить нас ЪХеопс и Платон:
«На этой небесной лужайке прекрасной
Мы всех их застали. Они — пантеон».
Синантропа тоже, наверно, попросим,
Нечленораздельно чтоб нам промычал.
Кивнет нам и тот. А мы все же с вопросом:
А как бы увидеть начало начал?
Хоть нет нас на свете, но нам как-то видно,
Присутствуем там, где нас быть не должно.
И видим впрямую, воочью, солидно
Рожденье всего, что тогда рождено.
Сомненья, сомненья. Но нет в том причины
Благую почтительность не сохранять.
Раз вышние, ведают недра, пучины,
А с ними и нас, отчего ж не принять?
Но могут ведь быть и еще измеренья
И тайный надзор, но уже не светил,
Самой пустоты, Суперпервых явленье.
Вдруг кто-то и Первых самих сотворил?
С надеждой и верой и Там не расстаться.
Пусть даже в раю пребывать суждено.
И с Верхними вместе грехов опасаться,
Страшась их как здесь, так и Там все равно.
Ломись сквозь преграды фантазией буйной.
Блаженн тот, кто верой исполнен по край!
Лучится тепло от мечты в мир подлунный
И холод пространств только тем и есть рай.
Что есть для нас разум и что есть нам чувство?
Природу подмять – сверхзадача наук.
Души ликованье приносит искусство,
Поэма, картина, мелодии звук.
Наука возвысила нас бесконечно.
А чукча давай в ностальгию впадать.
В яранге совсем не в квартире, конечно,
Но ведь и обычай своя благодать.
Природа взлелеяла разум и … пала.
Куда же истощениье еще завести,
Чтоб даже и самым разумным вдруг стало
Как божий день ясно: провал на пути?
Итог, хоть и видный по крайней лишь мере,
Вгоняет в тоску тем, куда он ведет.
Грядет ностальгия уже по пещере.
А юрта, так что, и за сказку пойдет?
Наука вникает во все, что ей видно,
Во все, что ей в силах взломать или вскрыть.
Полезно ль? Звучит сей вопрос несолидно.
Поди разбери, что не может им быть.
Займемся, к примеру, такими словами:
«Удар конокраду», «казак» и «доход».
А, может, и фразы составим мы с вами,
Читались чтоб также назад и вперед?
Возьмемся, пожалуй, хоть способ и труден.
Ну, скажем: «на в лоб, да ищи ад, болван!»
А можно еще и: «наган, а не бубен,
Мадам и казак тащат на барабан».
Еще так: «мадам ругала благим матом:
Иди в…» А также: «утречком им летел
Тот ропот». Не надо быть даже и хватом.
Продолжит любой, коли кто захотел.
По ритму не все согласовано нами.
Себя лишь хотим мы в сих виршах спросить:
Умнее мы стали в работе мозгами
Иль к придури надо итог относить?
Твердил Эпикур: мир философам только, друзьям небожителей принадлежит. Не делят друзья свои блага нисколько И каждый другого мечтой дорожит.
Пусть боги все больше себе нагребали и, дружбу с «владельцами мира» храня, безбожно божественный ум объедали, как добрых хозяев иная родня.
Но жить в нищете не беда интеллекту. Ему бы путь к тайнам, нырнет и в вулкан, чтоб только подкрасться к природы секрету, в стремлении к знанью неистово рьян.
Постичь, чтоб предвидеть и делать по плану. Везенье же — только стезя дурака. К примеру с друзьями небесному клану Везло и как-будто отнюдь не слегка.
Иван-дурак портит. Вмешается старший,
Он умный детеина, поправит, спасет.
Устроено так, знать, для бодрости нашей –
Вот эти везут, а вот этим везет.
Цыгане веками живут без напряги.
Комфорт — это дрязги и грязь хватких рук.
В автобусе ржавом жилец и в яранге
Природе меле ужей и гадюк.
Так кто же владелец просторов всех наших?
«Чего тут гадать? Большинство», — скажут нам.
Лишь горстка и в век демократии старших.
И вывод тут ясен: мир дан дуракам.
Не то, чтобы умники лишние люди.
На бездну потерь все ж бывает и взлет.
Однако пока что в исканиях буден
Нам чаще везет, чем нас кто-то ведет.
Иным смыслом жизни заняться неймется.
Как-будто мы сами впряглись в этот воз.
Здесь только лишь то и сказать остается:
Бессмысленней нет, чем вот этот вопрос.
Ну вот пришли, пора за точку, мы у начала всех начал.
А ты, читал и постигал, но как, скучал иль не скучал?
Афанасий Великий был тогда ещё архидиаконом и не был полноправным участником собора, но участвовал в спорах, как и еретик Арий.
Поясните, что хотите сказать
Смотрите на это как на приглашение поразмышлять и обменяться мнениями и о нас, и о мироздании во всех его ракурсах, и о нашем месте в нем.