К школе заблаговременноПедагогикаСтатьи

Учим малышню не только счету, но и арифметике

К школе заблаговременно

Все родители обычно стараются обучить ребенка счету еще в самые ранние годы и и любой несмышленыш, как правило, в состоянии пролепетать все цифры от одного до десяти, а также перебрать их в обратном порядке. Полезность таких знаний неоспорима и потому нам представляется нелишним высказать несколько замечаний по поводу возможных улучшений на этом пути.

Воспитательные усиля такого рода не назовешь сложными и обычно любой малыш рано или поздно запоминает числовой ряд даже до двадцати, приводя при случае в умиление старших. Однако умение бойко перебрать его весь, это для овладения счетом только первый и простейший шаг, который сам по себе мало что дает. Дело в том, что знание числового набора вовсе не означает умение пересчитывать предметы и, запомнив последовательность первых десяти или, лучше, двадцати чисел, ребенок вовсе еще не сможет этим знанием воспользоваться для практических надобностей. Попробуйте, если хотите в этом убедиться, попросить его, к примеру, принести вам три, пять или семь карандашей, кубиков и так далее. Малыш просто станет в тупик, ибо в его глазах повторяемая им по временам словесная последовательность на этой стадии не более, чем бессмыслица. Овладение практическими навыками не должно, впрочем, быть основной целью обучения. На данной стадии развития ребенка на первом месте должна оставаться забота о развитии его умственных задатков, так что даже и способность применять в домашнем обиходе получаемые им навыки тоже должны оцениваться сквозь призму прежде всего педагогическиъ задач.

Вместе с тем настоятельно необходимо помнить, что, коль вы не желаете останавливаться на словесном переборе цифр, то тогда надо еще отдельно обучить пересчету предметов. Указывать на каждый отдельный предмет, называя одновременно соответствующий номер — один, два, три, четыре и так далее, — работа для ума существенно более сложная, хотя и кажется, будто это одно и то же. Юный счетовод напрягает здесь память значительно сильнее, потому что при этом он отвлекается еще и на перемещение предметов и выполняет тем самым сразу две мыслительные операции. Без помощи и подсказки ему не преодолеть стартовую неуверенность. Резкие переходы в педагогики вообще не рекомендуются. Начать этот этап надо с того, что он снова повторяет за вами цифры, когда вы перекладываете и считаете ложки или вилки. Количество пересчитываемых предметов сначала, конечно, не превышает десятка.

Твердое запоминание этого промежутка и проведение осознанного счета на нем, пожалуй, не утомит своими трудностями ребенка и не охладит его пыл, даже если овладевать счетом на этом промежутке в прямом и обратном направлении. Однако, если вы не хотите останавливаться также и на умении осознанно пересчитывать и собираетесь потом сделать следующий шаг, то есть пожелаете обучить вашего отпрыска еще и простейшим арифметическим операциям – сложения и вычитания, – то совершенно необходимо освоить ряд от одного до двадцати. От такого удвоения трудности возрастают в четыре раза, если не больше. Надо будет помнить, что любое занятие со временем обязательно надоедает и интерес к нему начнет естественным образом угасать. Важно поэтому не перегружать ученика обучением. Полезно при этом разбить весь требуемый числовой промежуток на два раздела и осваивать осознанный счет на обоиъх промежутках по-отдельности, хотя по временам все же выходить за их пределы, выполняя операции на их стыке.

А чтобы интерес малыша к таким занятиям не угасал, полезно завести обыкновение по временам самим взрослым затевать перечисление. Ну-ка, бабушка, обращается мама с самым серьезным видом, пересчитай мне вот эти пуговицы, а то я не знаю, сколько их тут. И бабушка с таким же серьезным видом берется за работу, делая ее не спеша и отчетливо называя все цифры. Не пройдет много времени и малыш обязательно потянется участвовать в такиэх операциях. Зародившийся интерес не следует тотчас же удовлетворять. . Пусть попросится понастойчивее. Лучше даже предупредить о трудностях и сначала согласиться только частично: давай ты только пять пересчитаешь, ведь много считать трудно, не получится у тебя. Существует также много различных коллективных игр, где надо пересчитывать последовательность выполняемых шагов. Затевать такие игры можно всей семьей. Малыши всегда сами тянутся участвовать в них.

Следующим этапом могут стать собственно арифметические операции. Причем делать сложение и вычитание только в уме, не прибегая, какобычно делается, к помощи счетных палочек, карандашей, кубиков и прочего. Способ обучения выглядит весьма просто. Ребенку предлагают определять, какое число идет, скажем, после трех, четырех, семи, пяти и т.д., одновременно называя это каждый раз прибавлением единицы. Малыш перебирает в уме числовой ряд до нужного пункта и называет следующую цифру.

«Давай, — говорите вы ученику, — порешаем сегодня задачи, какие в школе решают». «А как это?» — вопрошает тот. «А вот смотри. Если считать по порядку — один, два, три и так далее, то какое число идет после пяти? Сможешь в уме перебрать и сказать? Это называется к пяти прибавить один». Ребенок мысленно проделывает процедуру, выходит на следующую после пяти цифру и дает ответ. Называть такие занятия решением школьных задач и правильно, и полезно. Вслед за овладением операцией прибавления единицы предложить прибавлять один и еще один, то есть два. Потом точно таким же образом прибавлять три, четыре, пять. Двигаться дальше, отважимся утверждать, нецелесообразно. Есть риск, что юный математик, хотя и будет справляться, однако с излишним напряжением и в результате такие занятия перестанут быть для него увлекательными или даже выработается неприязнь к ним. Между тем в детские годы лучше всего все, какие возможно, занятия превращать в игры, к которым малыш обращается как к развлечению. Необходимо помнить, что практическая надобность от полученного умения в его возрасте ничтожна. Важнее другое. Выполняемые таким способом умственные операции отличаются от тех же операций в школе. Там ученик запомнил в результате многократного повторения элементарные и самые ходовые числовые соотношения, как запоминают таблицу умножения. Здесь же он всякий раз производит в уме перебор, вычисляет результат — гораздо более сложная мыслительная процедура. Следует даже поэтому еще раз напомнить, что вся затея с обучением арифметическим операциям важна прежде всего как развитие умственных задатков малыша. Развитие, которое в таком возрасте оставляет несравненно более результативные итоги, чем в последующем.

Особое внимание надо уделить умению ученика продумывать задачу без спешки, сосредоточено и внимательно. Обычно этого требуют все родители и педагоги. Но дидактически разумнее не только загодя ставить ему такие требования. Много полезнее почаще отмечать это же умение быть сосредоточенным и действовать продуманно уже по получении ответа вместе с вашей оценкой его усилий. «Ну-да, все верно. Смотри-ка ты, справился! — резюмируете вы. – Вот что значит, внимательно без спешки все просчитывать. Умеешь, однако, вдумываться, вот и получилось правильно». Требовать такую способность тоже можно, однако хвалить за нее лучше. Не забывайте поэтому, когда удовлетворены его ответом, отметить и то, что малыш не торопился при решении задачи, внимательно все продумывал, поэтому и не ошибся.

С вычитанием все делается так же, только за основу берется счет в обратном направлении.

Октябрь 2016 г.

4 комментария для “Учим малышню не только счету, но и арифметике

  • Я думаю всему свое время. Пойдет ребенок в школу и если математический склад, то математика и так хорошо пойдет.

    Ответ
    • Насчет математического склада ума, думаю, Вы совершенно правы. Сами по себе арифметические операции к четвертому классу осваивает даже и послед-ний двоечник. Но все же обучить в дошкольные годы умению складывать и вычитать в уме небесполезно ради развития оперативной памяти. Ведь в до-школьном возрасте интеллект еще только формируется. К тому же такие за-нятия увлекательны для малыша, если, во-первых, не наседать на него ради ускорения, а считаться с его настроением, и, во-вторых, приобретенные им навыки используются в играх, где надо складывать и отнимать. Тут у педагога появляется повод отвешивать временами отпрыску весьма увесистую похвалу.

      Ответ
  • проблем с русским языком, вернее правильным написанием слов много. Может и по занятиям родным языком посоветуете.

    Ответ
    • Успешный опыт такого рода, представьте себе, есть. Я взялся обучать школьника работе на компьютере вслепую (методика в статье «Идеальная защита зрения»), что автоматически включает в себя написание слов и предложений. Скажите, что это уж больно окольный путь? А Вы примите во внимание, что обучение родному языку (правильно писать) может быть только многолетним. Через год занятий пятиминутные уроки работы на клавиатуре превратились в минидиктанты с введением каждой буквы у вас на глазах. И успеваемость по русскому потянулась вверх. Впрочем, можно, конечно, и свести дело к одним только минидиктантам в три-четыре предложения, скажем, пару раз в неделю.

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *