Педагогика

Идеальная защита зрения

100 уроков подготовки ребенка к работе на компьютере вслепую

В двадцать первом веке набирать вслепую придется всем и наверняка понадобится обучать этому даже детвору. Причем с помощью компьютеров, снабженных синтезатором речи, можно браться за обучение делать набор не только первоклассников, но и даже и обучение младенца азбуке можно совместить с работой на клавиатуре. Если нажатие клавиши компьютер сопровождает произнесением соответствующей буквы, то это для ребенка дополнительный интерес. Здесь мы познакомим с методикой обучения работе на клавиатуре младшего школьника. Но распространить этот опыт на обучение азбуке каждый сможет самостоятельно. Причем каждый урок продолжается не более пяти или семи минут. Лишь в последующем продолжительность можно будет увеличить.

 

Стадия 1. ДЫ

Начать подготовку малыша надо с показа того, как появляются буквы нажатием любой клавиши, как они читаются компьютером (стрелка вниз и затем снова вверх) и как они стираются. Пусть проделает все эти процедуры несколько раз, чтобы потом легко стирал ошибочно набранную букву и читал набранное слово. Поскольку самые ходовые буквы расположены в центральной части клавиатуры, то первые упражнения по набору начнуться на этом участке. Правда, дальше мы уделим преимущественное внимание окраинным буквам, потому что с ними работают менее ловкие мизинцы и третьи пальцы. Их тренировать надо дольше. Однако слов с одними только предназначенными для них буквами очень мало, поэтому начать придется все же с расположенных в центре клавиш, которыми работает наш самый развитой указательный перст.

Клавиши для а и о помечены рельефной насечкой, дабы на них устанавливались указательные пальцы; между ними оказываются р и п. Вторые пальцы попадают справа на л и слева на в, третьи соответственно на д и ы. Мизинцы, предназначенные в нашем употреблении для ж и ф, пока не берем во внимание, чтобы не усложнять начальную тренировку чрезмерно. Каждое занятие, которое будет длиться в пределах пяти минут, надо начинать с разминки для этих трех пальцев. Называйте ученику по порядку указанные буквы, чтобы он их воспроизводил один за другим, нажимая каждый раз соответствующим пальцем: д, ы; л, в; о, а; р, п. Разминку надо, повторять несколько раз и заканчивать каждую клавишей для пробела (большим пальцем хоть одной, хоть другой руки). Повторив разминку несколько раз, можно попробовать продиктовать слова – не более пяти на каждом уроке. Каждое слово желательно писать с новой строки, чтобы компьютер мог каждый раз прочитывать его.

Диктовать при этом только и исключительно по буквам. Поскольку заглавные буквы пока еще не набираются, то имена и сказочные персонажи пускать в дело нельзя. На этой и на последующих стадиях необходимо помнить, что главное содержание таких уроков – разминка, которая приучает пальцы находить свои буквы и возвращаться в исходное положение. Ни в коем случае не следует предлагать ученику отворачиваться от клавиатуры. По мере того, как пальцы будут обретать нужную квалификацию, набор, не глядя, будет входить сам собой. Полезно, однако, на последних уроках каждой стадии похвалить ученика: смотри-ка ты, почти и не смотрит, а пишет. Такой умеренной формы подталкивания вполне достаточно даже и для школьника. Можно ли привлекать буквы, не входящие в разминку? На данной стадии это допустимо делать только с буквами ж и ф. При этом надо каждый раз оговаривать: дотянись мизинцем.

Парад, порода, волы, дары, вы рады, повар, выдра, довод, вывод, вы повар, вылов, радар, два, вода, подвода, овал, подвал, аврал, дылда, дыра, дрова, двор, давал; фара, жара, фарфор, жажда, ложа, подождал, рожа (кстати, озорные слова вроде последнего забавляют малышню).

На первую стадию понадобится примерно 5 уроков.

 

Стадия 2. НИ

На следующей стадии надлежит взяться за еще две ходовые и расположенные в центре буквы – н и и, которые можно нажимать указательными пальцами обеих рук. Расположив пальцы стандартным образом, ученик в качестве разминки теперь уже будет нажимать по вашей команде то одну из прежних клавиш, то одну из двух новых: д, другой рукой и; ы, другой рукой и. Затем аналогичным образом: л, и, в, и; о, и, а, и. Совершенно также поработать и с буквой н. Напоминайте ученику возвращать указательные пальцы после нажатия каждой из двух новых букв на свое исходное место. Предназначенные для указательных пальцев р и п можно уже исключить из разминки. В последующем то же произойдет и с буквами о и а. Зато букву т на завершающем этапе этой стадии надо будет ввести в дело явочным порядком (без включения в разминку). Для этого надо включать в упражнения слова с этой буквой (как раньше с ж и ф), напоминая каждый раз, пока ребенок не привыкнет, что она возле буквы и. Напомним еще раз, что главная составляющая всей подготовки – разминка для пальцев. Ее надо повторять по нескольку раз. Слов не более пяти, однако на завершающем этапе каждой стадии допустимо продиктовать и на пару слов побольше.

Долина, родина, пилы, напилил, липа, ворона, волны, виды, ива, ровно, давно, подавно, они равны, они наливали, волновали, вы наводнили, доводили, радовали, наполнил, он повалил, выполнил, проворонил; они ложили, рафинад, финал, пожинали, жажда, фарфор, жирафа, фара, фараон, жара, жатва; торт, топот, толпа, тара, потоп, тропа, трава, товар, топор, ропот, ворота, поворот, проторил, лопотал, вот палата;

На вторую стадию, пожалуй, не будет лишним отвести 15 уроков.

 

Стадия 3. ЖФ

После всего этого наступает пора включить в разминку мизинцы (эпизодически работавшие еще и до этого). Это значит, что отведенные для них буквы ж и ф отныне вытесняют из разминки буквы о и а (хотя при надобности самую первоначальную разминку можно повторять). Примерно с середины этой стадии следует привлекать явочным порядком буквы э, х, й (не забывая каждый раз оговаривать, что к ним надо дотянуться мизинцем). Эти буквы должны далее на всех последующих стадиях использоваться по возможности чаще.

Тариф, пожар, фонтан, торф, фронт, форт, фонд, флот, рафинад, фаворит, файл, хор, похожий, хватай, рыжий, этот жарил, проживал, поджал, выжал, доложил, выражал, этот жадный, этажи, во ржи, эта пожинала, отражала, это фронт; война, тайна, лай, рой, район, твой, вахта, хор, хохот, холод, вихри, выход, лихой, тихий, хитрый, хилый, хижина, живой, фрахт.

На третью стадию можно отвести примерно 10 уроков.

 

Стадия 4. ЗЦ

На четвертой стадии вводится разминка для третьих пальцев, для которых справа буквы з, щ, ю, слева – ц и я. Называете их и ученик нажимает их третьими пальцами: д, ю, д, щ, д, з, д. И заканчиваете левой рукой – и. Потом: ы, я, ы,ц, ы. И затем правой рукой – и. Само собой понятно, то же самое проделывается и с буквой н. К завершению данной стадии явочным порядком вводится в оборот буква е.

Царица, рыцари, жалюзи, фраза, цыфра, рация, нация, цапля, зарница, озорница, разница, пицца, заядлый нюня, здравица, вызывай няню, эти зафрахтовали, завозили, завхоз, завязывают, зазывал, зацапал, зацарапал, южный, дюжий, дюжина, пляж, юла, тюря, пилюля, заяц, это зайцы, бойцы, борцы, роща, рощица, лощина, щит, защищал, пощада, площади, заряжают, заявляют, изоляция, позиция, офицер, фюзеляж, жалюзи, лицензия, зацепляют, образцовый, вещи, женщина, лещ, железный; это плохая изоляция, эти заряжают, эти цепляют жалюзи, они заявляют царю, в этих залах пейзажи, офицер доложил царю, повар ложил в щи перец.

На четвертую стадию следует отвести как минимум 15 уроков.

 

Стадия 5. ЛВ

Для вторых пальцев помимо уже вошедших в употребление л и в входят в разминку еще и расположенные над ними и под ними б, ш и ч, у: л, б, л и л, ш, л; в, ч, в и в, у, в. Заканчивать каждый перебор надо, как и до этого, буквами и и н. Видимо, небесполезно временами повторять и разминку для третьих пальцев. К концу этой стадии необходимо явочным порядком освоить букву м.

Шалаш, фарш, шарф, штраф, чучело, бубен, учуял, трущобы, чащоба, хочу, борщ, бурчащий, уборщица, фураж, заведующая не царица, лучший, худший, образцовый шофер, худой, бахча, обруч, рация из наихудших, уважай дядю, хромой, храмовый; это лучшая изоляция, это чумазая нюня, лошади учуяли жирафу, бубенцы звенят порой, налей чаю, я ищу арбуз за юртой, За женщиной без чепца шел мужчина без шарфа, эээти гоняют их собаченцию в трущобах, я люблю мою маму, моя бабушка любимая, мороз из холоднейших.

На пятой стадии понадобится не менее 10 уроков.

 

Стадия 6. ОА

Расположенные в центре и нажимаемые указательными пальцами буквы ь, г, с и к не потребуют упорных тренировок. Разминка для них аналогична предыдущей. Но здесь необходимо начать использовать ъ (оговаривая каждый раз, что клавишу надо нажимать мизинцем).

Скорость, колокольчик, гагары смешались, фляжка, ружье, гвоздь, львица, князья, вьюжный, финтифлюшки, чепуховый скандал, шустрый чижик, сырой воздух, скорая помощь, кузнецы из лучших, верхний ярус, нижний ярус, кликай их на бахче за юртой, я угощаю халвой, случай с жирафой, заграничный вояж, цепляй фляжку за ремень, друзья сейчас ужинают; отъезд, объявил, объем, объединение, подъезд, гигантский объем, съешь и валяй.

Шестой стадии достаточно отвести 5 уроков.

 

Стадия 7. Диктовка словами

Переходить к диктовке не по буквам, а словами следует с известной осторожностью, ибо любой ребенок допускает много и очень много ошибок. Лучше всего слова с не очень отчетливой грамматикой сначала произнести по буквам, а затем использовать их же уже в выражениях, произносимых словами или по слогам; слов на каждом уроке теперь уже может быть и побольше десяти. К примеру, урок может быть таким:

Съешь, пицца, ферзь, объявляй, вьюжный. Съешь сочную пиццу и валяй, взял ферзя и объявляй шах, вьюжная ночь.

Кроме того, здесь же следует начать использование запятых. После этого знака препинания всегда делается пробел. Ставить ее надо после каждого законченного выражения, которое мы все еще пишем каждый раз отдельными строками, дабы компьютер прочитывал нам такие строки. Пробел после запятой нам придется ставить, даже если строка за ней обрывается. Причем сначала пусть ученик выполняет эту операцию двумя руками: левой нажимает shift, правой клавишу для запятой. Такой навык пригодится, когда на следующей стадии вы начнете осваивать заглавные буквы. Однако освоить потом данную операцию одной рукой все-таки необходимо.

На данной стадии можно было бы долго не задерживаться. Однако ради большей осторожности перед идущими далее самыми напряженными для ученика стадиями все же нелишне провести несколько больше уроков на этой. Потому что заглавные буквы и цыфры, к которым мы перейдем далее, — труднейший этап обучения.

Я сохраняю файлы, объятая бурей зона, целительная пилюля, они зажаривают трюфеля, это зеленая жужелица, объезжай башню через рощицу, это зря ожидаемый финансовый подъем, лютня этой озорницы чаще отмалчивается, подай сюда их фотографию, эти завязывают шарфы узлом, хватай бронзовую пряжку, тихий бряцающий звук, чулочная фабрика, объединенный пляж, борцы объявляют, бойцы заряжают, мужчина в черных туфлях, женщины хвастаются юбкой.

Для седьмой стадии можно отвести десять занятий (но можно и больше).

 

Стадия 8. Заглавные буквы

Это самая трудоемкая для ученика часть обучения и потому с нагрузкой и продолжительностью уроков надо быть предельно осторожным. На первых шагах желательно, чтобы ученик, приступив к уроку, сначала каждый раз нажимал shift левой рукой, а начальную букву диктуемого слова только правой. Затем наоборот. Пример:

Татьяна, Дюймовочка, леонед, Юлия. Анжела, Владимир, Фома, Яков.

Примерно с середины данной стадии можно будет перемежать заглавные буквы правой и левой сторон клавиатуры. Предлагаемый далее набор слов и выражений для упражнений частично в таком порядке и составлен.

Здесь же надо начать использовать точки. Пробел после них ставится тогда, когда текст после точки продолжается на той же строке. В ином случае пробел не нужен.

Лондон, Дунай, Обь, Югославия. Варшава, Москва, Курск, Франция. Дмитрий Донской, писатель Лев Николаевич Толстой. Петр Великий, Владимир Мономах, композитор Чайковский. Полярная звезда, Ладожское озеро, созвездие Орион. Белое море, река Волга, Уральские горы. Черное море, река Двина, созвездие Козерога, Юпитер, Японское море, пролив Лаперуза, Филадельфия. Древняя Греция, мореплаватель Колумб, Иван Грозный, Южная Америка, Крым, Берлин, Париж, Женева. Чукотка, Ниагарский водопад, Дальний Восток, князь Владимир Красное Солнышко, остров Сахалин, Байкал, Сатурн, созвездие Гончих Псов.

Это Юпитер. Это флажки, цепляй их за фюзеляж. Бахча за юртой. Чепуховая изоляция, меняй ее. Дай мне вафлю. Глянь,в булочной хозяйничают французы. Холод из безобразно лютых. Смотри, в залах образцовый уют. ЭЭта вафля из лучших. Глянь, это хохочут офицеры. Пейзаж не образцовый, а заурядный. Это зяблик, дай хлебный мякиш. Это заядлый нюня, задай ему леща. Это леший, дай ему в харю.

На этой стадии потребуется провести 10 уроков.

 

Стадия 9. Цыфры

В верхнем ряду клавиш, предназначенных для цыфр и знаков, под мизинцы попадают, с одной стороны, ё, 1 и 2, с другой – 0, тире и знак равенства. Чтобы после нажатия на эти окраинные клавиши мизинцы возвращались на свое место, будем и здесь тоже, как и раньше, начинать с исходной для данных пальцев букв и затем снова к ним возвращаться. Последовательность работы пальцами при разминке может быть такой: ж, =, ж,, ж, 0, ж; ф, ё, ф, 1, ф, 2, ф. Но вообще работу с буквой ё и знаком равенства можно ограничить парой занятий для ознакомления. Упражнения могут быть такими:

11 – 10 = 1, 11 – 1 = 10. Глянь-ка, там 11 ёлок, а там 12 какиих-то ёжиков.

Но разминку для мизинцев сокращать не следует, оставляя в ней клавиши для ё и знака равенства до конца всей стадии.

Клавиши для 0 и 2 можно нажимать не только мизинцами, но и третьими пальцами. Разминка для этих пальцев пусть будет такой: д, 0, д, 9, д; ы, 2, ы, 3, ы.

Это какой-то цветок, а не трава. Когда-то это был гараж. Из-за тумана не видно леса. Уж маму-то я всегда слушаюсь. Ручка стоит 20 рублей, а карандаш-то только 10. Я говорю по—русски, а не по-английски. К 2 прибавить 1 будет 3.

Разминка для вторых пальцев много проще: л, 8, л; в, 4, в. А вот оба указательных пальца пусть нажимает две цыфры: о, 7, о, 6, о; а, 5, а, 6, а.

На этой стадии занятия должны быть более продолжительными, чем ранее. И допустимо совмещать работу, например, мизинца с работой второго пальца (две разминки и упражнения для обоих пальцев), а работу указательного совмещать с работой третьим пальцем.

Неделя – это 7 дней. Январь — это 31 день. Говорящий компьютер – идеальная защита зрения.

На этой стадии нам потребуется не меньше 15 уроков.

 

Стадия 10. Скобки и другие знаки

На данную стадию следует смотреть скорее как на ознакомительную. Младший школьники работают далеко не со всеми знаками препинания и на практике им могут пригодиться разве что только круглые скобки. Разминки тут те же, что и с цыфрами, только в работе участвует каждый раз еще и клавиша shift.

На этой стадии достаточно 5 уроков.

2018 г.

 

20 комментариев для “Идеальная защита зрения

  • Глаза – это не только зеркало, но и возможность наблюдать за окружающим миром, вести активный, здоровый образ жизни

    Ответ
      • Ваши сомнения имеют некоторое оправдание в том, что в школьные годы нет нужды много писать. Однако обучение затянется на годы и тем самым такие уроки станут одновременно еще и мини-диктантами по русскому языку. Наиболее оптимально начинать обучение школьника где-нибудь на промежутке от третьего класса до пятого. Если в течение первого года Вы с подопечным пройдете с помощью необременительных коротких уроков все буквы (включая заглавные), точки и запятые, три или четыре коротких предложения ему тогда будет по силам записать за несколько минут (пусть даже набор делается все еще со сбоями). Ничто не мешает составлять такие уроки из предложений и слов, которые помогают школьнику осваивать трудные для него разделы родного языка. Тогда именно то, что уроки короткие, да и проводятся с оглядкой на настроение подопечного и обучение по этому затягивается, оказывается скорее выигрышем. А ведь можно еще и взяться потом за наборы на английском или на ином иностранном языке. Что до полезности таких- навыков в последующей жизни, то ведь, научившись ездить на велосипеде, никогда потом не разучишься.

        Ответ
  • Привет всем участникам форума! прикольный у вас сайт!
    И много полезных статей.

    Ответ
  • Здравствуйте!
    Более 5 лет занимаюсь зарядкой для глаз.
    Помимо укрепления глазных мышц получите хорошее самочувствие. Если Вам нужна помощь пишите сюда. Вместе насобираем хорошие упражнения и советы для профилактики глазных заболеваний.

    Ответ
  • Когда кругом все удивительно, ничто не вызывает удивления; это и есть детство.

    Ответ
  • Я думаю это из серии саморазвития. Очень хорошо сказывается на человеке. Можно еще и память тренировать, заучивая каждый день по одному иностранному слову.

    Ответ
    • Вы бы поделились опытом (1-2 абзаца). Может, еще кто откликнется. Ведь память наверняка тренируют многи и многие. И достижения, надо полагать, тоже имеются.

      Ответ
  • Извещение о потере зрения приводит в содрогание огромное количество людей

    Ответ
  • Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

    Ответ
    • И это не только пышная фраза. Это равнозначно утверждению, что, только занимаясь усовершенствованием на практике, можно добиться серьезных результатов для себя и для других. Хорошо бы нам привлечь к участию тех, кто работает над собой. Будем рады познакомиться даже с крохотными достижениями.

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *