Педагогика

Больничный покой

Дистанционное обслуживание. В условиях короновирусной эпидемии, пожалуй, стоит поговорить о внедрении техники связи в медицинскую систему для ее дальнейшего усовершенствования, каковое началось уже и раньше вслед за широким распространением телефонов, и каковое теперь может быть многократно усилено с помощью скайпов. Если иной раз врач в состоянии сделать верное назначение, познакомившись с симптомами по телефону, то, разумеется, еще больше шансов прийти к верному диагнозу, рассмотрев пациента с помощью компьютерного монитора. К тому же речь идет о больных, состоящих на учете данного лечебного учреждения, стало быть, лечебная карточка пациента врачу тоже в любой момент доступна. Не отвергая того, что в этой сложной отрасли знания даже и образование, не оплодотворенное многолетней практикой, не дает еще право на собственное мнение, мы все же отважимся заметить, что по меньшей мере в качестве меры по снижению нагрузки такая практика выглядит достаточно привлекательной и потому не может быть отвергнута с порога. А в условиях постигшей цивилизацию короновирусной эпидемии это позволительно утверждать еще более безусловно. Да пусть даже дело сведется только к выявлению потребности в неотложном вмешательстве, все равно польза неоспорима как для больничного персонала, так и для больного люда.

И можно, кроме того, утверждать, что со временем техника позволит не только видеть и слышать, но станет даже избавлять от прямого контакта также и при обследованиях и замерах. Вряд ли можно сомневаться, что технически реально создание тонометра и фонендоскопа дистанционного действия, так что когда-нибудь врачи смогут прослушивать пациентов, не выходя из поликлиники. Приставляет пациент сам по указанию врача датчик к ребрам то впереди, то сзади, а компьютер показывает тому все на мониторе, да еще и заносит результаты во все базы данных, работая безошибочно и бойко. Да и иметь в домашней аптечке, заметим попутно, тонометр, каким врачи измеряют артериальное давление, не так уж и накладно. При необходимости получить анализы заглянул в карточку, написал направления на обследование и отдал их в регистратуру, которая согласует с пациентом время.

Разумеется, при возникновении сомнений всегда можно назначить обычный прием. Но в качестве дополнения к обычной практике дистанционное обслуживание способно как минимум облегчить врачебную практику, освободив с пользой для обеих сторон от прямого контакта в простейших случаях (скажем, в качестве первых шагов с пациентами с хроническими заболеваниями). И еще увереннее можно утверждать, что в связи с совершенствованием техники такая практика обязательно возникнет и будет расширяться.

Перед врачебным кабинетом. Когда-то в далекие предперестроечные годы кому-то из медицинских чинов пришло в голову обходиться без медсестер. Среди разного рода увлечений вроде бригадного и арендного подрядов и прочего скудоумия стал тогда входить в жизнь еще и этот идиотизм. Интересно, знает ли кто-нибудь из достойныхъ всяческого уважения труженников в белых халатах, как круто тогда осложнило то обновление положение нас горемычных, то есть тех, кто по временам оказывается перед врачебным кабинетом в ожидании всяких назначений и процедур?

Надзор сестры за очередью стал вытесняться из практики и просто-напросто исчез. А ведь это больные люди, перепирательства а то и ссоры между ними неизбежны. Кто-ьто по-настоящему беспомощный страдает, но терпит, кто-то, не ведающий недомоганий, и именно потому лезет напролом. Пускать на самотек такие взаимоотношения – это элементарное нарушение принципа больничного покоя, если позволительно так выразиться. Терзания в связи с получением доступа к врачу стали испытанием едва ли не худшим, чем сама болезнь. И это не преувеличение. Сокращение среднего медицинского персонала привело еще и к тому, что обследование и анализы, которые надо бы проводить в любое время дня и ночи, и тогда-то не проводились сразу после назначения доктора, отныне стали отодвигаться на все более отдаленные дни. Так с тех пор и сдвигается постепенно такая отстрочка в сторону увеличения вплоть до наших дней.

Между тем выпущенная в те годы в Оксфорде (считавшаяся лучшей в мире) «Социология», автором которой был Э. Гидденс, указывала, что в нашей стране на десять тысяч населения приходится 360 врачей, в то время как в США ровно вдвое меньше – 180. Но на это продиктованное экономикой преимущество постоянно накладывались и накладываются кое-какие национальные черты, из-за которых Россия вошла в двадцатый век большой убогой деревней. Это всему миру известное наше «Авось»: авось как-нибудь да устроится, ведь не может же никак не устроиться. И устраивалось по законам джунглей. При получении доступа к врачу кавардак, например, очереди в регистратуру занимаемые в пять утра и всякие другие мытарства.

При всей доброте и профессиональной самоотверженности тех, кто заботится о здоровье граждан, надо назвать вопиющим бездушием, когда томимые хворями пациенты остаются предоставленными самим себе в делах поддержания порядка. Вносить покой в наши терзаемые ожиданиями души по силам только медицинскому персоналу. Не оставляйте нас без внимания!

Август 2020 г.

23 комментария для “Больничный покой