Проблемы развития логики
Ю.П. Попов Скачать Проблемы-развития-логики.doc
О логическом конструировании
Издательство «Перо»
Москва 2011
Логике давно пора обратить внимание на высказывания, подобные следующим.
«Тогда становится ясной основа переплетения сущности истины с истиной сущности»
(Хайдеггер М. О сущности истины)
«Никогда жизнь не станет мудрой и мудрость живой. Именно потому, что они остаются постоянно в разных сферах»
(Риккерт Г. Философия жизни)
«Самый простой результат мышления отнюдь не есть результат самого простого мышления»
(Зиммель Г. Социальная дифференциация)
«Поэтому, чтобы отличить собственное действие рассудка от примешивающейся к нему силы, следует рассмотреть ложное суждение как диагональ между двумя силами, определяющими суждение по двум различным направлениям, как бы образующим между собой угол, и разложить сложное действие их на простые действия рассудка и чувственности».
(Кант И. Критика чистого разума)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….. 5
Глава 1. Силовые линии……………………………………………………………… 11
- Градация и изменение по степени………………………………………………… 11
- Силовые (степенные, количественные) доводы………………………….. 15
- Силовые линии, силовик и киволис…………………………………………….. 17
- Силовые доводы в фактическом использовании…………………………. 18
- Единство противоположностей и парадоксы……………………………… 29
- Поправки к теории непосредственных умозаключений………………. 33
Глава 2. Функциональные зависимости……………………………………. 38
- Факторы в их взаимной степенной корреляции………………………….. 38
- Пучок или сеть силовых линий…………………………………………………… 46
- Наиболее устойчивые мировые социальные тенденции……………… 47
Глава 3. Комбинаторика факторов……………………………………………… 60
- Присоединение следствий…………………………………………………………… 61
- Присоединение причин (мотивов, оснований)…………………………….. 67
- Иные зависимости……………………………………………………………………….. 70
- Присоединение независимых элементов……………………………………… 73
- Однозначность выводов конструирующих операций ………………… 74
Глава 4. Топос……………………………………………………………………………….. 82
- Топос – логически значимое «место» ………………………………………… 82
- Топос в фактическом использовании………………………………………….. 85
- Об универсальности топоса………………………………………………………… 97
Глава 5. Топос для парадокса, или Сюрлогицизм……………………… 100
- Запрет на противоречие все же огрубляет………………………………….. 100
- Определенность, последовательность, непротиворечивость………. 105
- Инвариантность противоречия……………………………………………………. 113
Глава 6. Начала морально-нравственной логики……………………… 118
- К себе и от себя……………………………………………………………………………. 118
- Логическая прямая и косвенная речь………………………………………….. 122
- Думать за другого……………………………………………………………………….. 126
- Последовательность и систематичность……………………………………… 130
Глава 7. Возможна ли серьезная фактология?…………………………… 132
Заключение……………………………………………………………………………………… 149
Введение
Логика есть наука, в которой мышление изучает само себя. Она, иными словами, направляет познавательную энергию на то, что эту энергию вырабатывает. Способность к познанию таким образом сама раздваивает себя на мерило и измеряемое, на инструмент и на обрабатываемый им предмет. Стремление раскрыть механизмы доказательного рассуждения оказывается во многом сходным с вытягиванием себя за волосы и потому прогресс в этой области знания наталкивается на множество затруднений и осуществляется очень медленно. Люди могут вполне успешно аргументировать и добиваться признания своих мнений, ничего при этом не подозревая о каких-то принципах и законах правильного мышления; логика выявляет такие законы и принципы, но ей известны далеко не все способы строить выводы и убеждать.
Когда Кант сделал свое известное замечание насчет того, что со времен Аристотеля логика не сделала ни одного шага назад и ни одного шага вперед, он если и ошибся, то только в сторону преуменьшения заслуг родоначальников сей науки, поскольку на деле с упадком античности были отброшены и многие достижения древних мегариков и стоиков в области исчисления высказываний, каковые были заново открыты уже в конце девятнадцатого столетия.
Один из корифеев истории логики Бохеньский берется даже утверждать в своей основательной «Die formale Logik», что эволюция науки о законах мышления напоминает скорее ряд скачков и провалов: каждая последующая или смежная эпоха чаще всего открывает ее узловые проблемы заново. При этом что-то утрачивается, что-то, наоборот, всплывает, но о каком-то прямолинейном движении вверх можно, по его мнению, даже и не заговаривать.
Правда, двадцатый век – век бурного развития символической логики — принес немало практически реализуемых обновлений, но и их непропорционально мало. Подавляющее большинство разработок, которые выглядели многообещающими на старте, так поныне и остаются что- то обещающими в неопределенном будущем, если вообще не были забыты. Логику и поныне называют аристотелевской, даже если перекладывают ее на язык формул. С созданием же неаристотелевских систем, в которых отказываются от закона противоречия или закона исключенного третьего, дальше гипотез дело пока не пошло.
Затея данной работы выглядит чрезвычайно дерзкой: реанимировать одно сохраняющееся сейчас в едва тлеющем виде начинание, которое, если присмотреться, может породить целое новое направление логических разработок. Суть предлагаемого нового направления в том, чтобы начать изучать встречающееся в нашей умственной работе построение выводов с помощью комбинирования или перекомбинирования некоторых элементов. Подобное выстраивание, сводящееся, может быть, к манипулированию только одним единственным элементом, его простому присоединению (или удалению) и производством отсюда заключений можно было бы назвать логическим конструированием. Возьмите для примера шутку: «Я не пью, если мне мало наливают». Первая половина – серьезное заявление, вторая же указывает условия его действенности, равнозначные превращению в насмешку; или, иначе, некая определенная мысль добавлением объяснительных слов превращается в нечто совершенно другое, может быть, даже несовместимое с первоначальным. И если мы к известной у нас стихотворной строчке «Ночевала тучка молодая на груди утеса великана» изобретем подпись «Ваш доброжелатель», то таким дополнением лирические излияния моментально обратятся в сатиру.
Легко убедиться и на более серьезных сюжетах, что, как правило, достаточно присоединить к данному утверждению одни лишь только его прямые следствия и исходное содержание приобретет совершенно иной, а то и противоположный смысл. Из того, что христианство возникло в Древней Иудее, с одной стороны, прямо и непосредственно следует, что его основатель был казнен евреями, и это дает основу для известной идеологии, весьма распространенной и живучей. Но из того же самого факта, с другой стороны, с неменьшей непосредственностью следует также и тот вывод, что казненный религиозный подвижник – еврей и цель его поучений раскрыть соотечественникам подлинную суть их вероучения, обнажив его самое жизнеспособное ядро, и тем самым положить начало повсеместному распространению их религиозных идей. Исходный факт после присоединения к нему его прямых следствий может, оказывается, получить противоположное значение в зависимости от того, какие из них берутся во внимание.
А когда Л.Толстой в «Войне и мире» мимоходом заговаривает о различии разных наций, с точки зрения их наклонности к такой порочной черте характера, как упрямство, то полагает, что различие (одного и того же) порождается, наоборот, различием причин. Всегда основательный немец бывает упрям из-за того, что полагает, будто постиг всю истину и потому может себе позволить настаивать на своем. Беспечный русский, наоборот, бывает упрям именно потому, что ничего не знает и знать не хочет, ибо ничего нельзя знать вполне. Флегматичный англичанин бывает упрям, так как он – создатель наиразумнейшего и наиблагоустроеннейшего государства. Отличающемуся галантностью французу свойственно упрямство, когда он уверен, что он всех очаровал. Известный своей пылкостью итальянец впадает в упрямство, потому что он горяч и в споре забывает себя и других. Получается, что и тут тоже одна и та же черта по-разному характеризует перечисленные нации. Но в отличие от случая с зарождением христианства здесь различие вносится не присоединением следствий, а учетом причин.
Разумеется, подобные изменения содержат много случайного и преходящего. О логике здесь поэтому пока еще нет речи. На стадии предварительных замечаний мы не можем в подробностях говорить о том, какое все это имеет значение для науки о выводах и доказательствах. Достаточно лишь указать на то, что присоединение к данному содержанию (или удаление из него) какого бы то ни было мыслимого элемента, будь то причина, следствие или что-то совершенно не связанное с исходным содержанием, вообще говоря, меняет его. Иными словами, главное состоит в том, что изменения в таких случаях всегда имеют место. Однако для того, чтобы о подобных преобразованиях мысли можно было говорить как об особой логике, надо найти параметры, которые давали бы основу для однозначных оценок изменений, вносимых указанными добавлениями и исключениями или, проще сказать, конструированием. Указать путь к выявлению таких параметров и составляет основную задачу данной работы.
Первое обновление, которое несет с собой логика и методология конструирования, можно было бы назвать антиабстрагированием. Абстрагирование является едва ли не самой распространенной мыслительной процедурой, будь то в теоретических изысканиях, будь то в эмпирических наблюдениях и сборе фактического материала. Много от чего надо отвлечься, чтобы уловить в круговерти переплетающихся событий что-то устойчивое, однородное, однозначное. Само собой разумеется, нет никаких оснований совершенно отвергать такой подход. Наоборот, в качестве начального шага он так же необходим, как необходимы абстракции и идеализации. Речь идет лишь о том, что отвлечение от множества привходящих обстоятельств еще не составляет, как согласится каждый, всего процесса познания. Последнее органически включает в себя также и противоположный образ действия, когда изучаемое явление берется именно в комплексе взаимосвязанных условий.
И нам, напротив, для осмысления понадобятся образцы рассуждений, почерпнутых из различных текстов, не исключая и художественных, в которых, в противоположность обычной манере, обращают внимание на связи и отношения, влияющие на смысл и значение той или иной мысли.
В наше время актуальность изучения такого способа обоснования выводов значительно возрастает из-за обилия идеологических диалогов-споров. В них чаще всего манипулируют одними и теми же ценностями (свобода, демократия, гуманизм, прогресс и т.п.), но каждая из сторон по-разному сочетает их в своих моделях общественного устройства. В самом деле, в бесконечных идеологических распрях и спорах чаще всего оппоненты не отвергают целиком и полностью взгляды друг друга, а всего лишь перестраивают их, манипулируя одним и тем же набором принципов, ценностей, норм и так далее. Иными словами, различие во взглядах спорящих сторон состоит не в том, что они пользуются радикально несовместимыми общими понятиями, из которых потом дедуцируются взаимоисключающие выводы. Никакой обычной дедукции здесь может вообще не быть, хотя при этом сохраняется строгость и однозначность рассуждений. Преобразование мысли сводится к тому, что одна и та же анализируемая модель по-разному выстраивается из своих составляющих и по-разному вписывается в конкретный исторический контекст. Если под логичностью иметь в виду доказательность, то она здесь, с одной стороны, возможна, с другой стороны, достигается, очевидно, не с помощью обычной дедукции, уже хотя бы потому, что здесь может не быть общего и частного.
В течение всего прошедшего века существовало конструктивистское или (в зарубежной литературе) интуитивистское направление логики, зародившееся в недрах математики в конце девятнадцатого века в связи с трудностями обоснования дифференциально-интегрального исчисления, когда тщательному рассмотрению пришлось подвергать даже самоочевидные арифметические операции. Основополагающей идеей при этом стало указание И. Канта насчет того, что простейшие арифметические операции сложения, говорится у него в «Критике чистого разума», выглядят безупречными, с логической точки зрения, процедурами, но в них нет обычной дедукции. Итоговая сумма не выводится здесь как частное из общего. Потому что их нет ни с той, ни с другой стороны равенства. Она является результатом комбинирования, перестройки каких-то однородных элементов, из которых состоят исходные числа.
Для понимания и продуктивного продолжения идеи выдающегося немецкого мыслителя важно различать два вида познавательной деятельности: создание теоретических понятий и их использование для создания теорий о природных явлениях. Согласно мнению Канта, в математическом познании оба эти вида познавательных процедур сливаются. Строгие математические понятия не даются заранее, а возникают каждый раз в момент анализа числовых и пространственных отношений. Из-за этого конструирующую деятельность мышления он называет также интуитивной, потому что для него интуитивное – то, что становится существующим и мыслится одновременно. Причем предполагается, что процесс создания понятийных средств подчиняется каким-то твердым закономерностям, поэтому сами эти процедуры выстраивания понятий вполне могут быть названы логически строгими. Приводящая в восхищение стройность и неопровержимая доказательность математических построений при их кажущейся полной независимости от опыта объясняется, по убеждению родоначальника классической немецкой философии, именно тем, что процессы формирования понятий и их применения в математическом мышлении едины и оба подчиняются строгим правилам, подобным логическим. Некоторый интерес к логике конструирования появился в философии еще при жизни И. Канта. Во всяком случае в ранних работах Ф. Шеллинга и Г. Гегеля конструкция и конструирование, понимаемые как особые логические процедуры, встречаются довольно часто. Однако продолжения эти их робкие начинания в дальнейшем не получили. А возникшее в конце девятнадцатого века в связи с так называемым великим кризисом оснований математики уже упоминавшееся конструктивистское (интуитивистское) направление началось в общем-то с нуля.
Надо сказать, несмотря на довольно большой размах первых этапов всего зародившегося в конце девятнадцатого века начинания, как внутри математики, так и за ее пределами все же сколько-нибудь внушительных результатов не было получено. Конструктивистская математика (и логика) отличаются главным образом лишь тем, что предлагают обходиться без закона исключенного третьего и опираться только на конечные алгоритмы в доказательных построениях. Сами процедуры комбинирования элементов не изучались и не изучаются. А к настоящему времени интерес к разработкам такого рода не назовешь даже периферийным, и заметного продвижения в их реализации нет.
В целом об итогах этого логико-математического начинания можно утверждать то же, что и вообще о символической логике в ее наиболее завершенных разделах. Разработавший аксиоматику логики высказываний и логики предикатов Г.Фреге надеялся, что таким путем будет найден способ разрешить фундаментальные проблемы обоснования математического анализа, но реальные результаты в этом направлении в конечном счете сильно разочаровали их творцов. Зато теперь выясняется, что язык символов и формул может оказаться чрезвычайно полезным в качестве еще одного логического средства далеко за пределами математики. Его простота и наглядность дают ему шанс войти со временем даже в деловую документацию. И логический конструктивизм тоже может оказаться небесплодным направлением, если вместо математики обратиться к гуманитарной области знания и начать изучать закономерности образования новой мысли за счет перестановки компонентов исходного содержания.
Нам представляется, что дальнейший прогресс (прежде всего гуманитарного) познания настоятельно требует осваивать данную манеру рассуждения и доказательства, необычную для традиционной и символической логики, хотя и распространенную в действительной практике мысли. Одним из путей к этому может быть выявление и систематизация указанной манеры строить рассуждения, в изобилии встречающейся в самых разных текстах и до сих пор не замечаемой наукой о законах мышления.
К настоящему времени в ряде публикаций автора уже было показано, что в реальной практике мышления действительно встречаются рассуждения, в которых вместо общего и частного используются предельные значения того или иного свойства. Эти результаты необходимо развить, прежде всего, применительно к диалоговым формам изложения и доказательства, в которых чаще всего ход рассуждения включает в себя перестройку каких-то однородных элементов.
Если желаете продолжить чтение дальше, скачайте всю книгу бесплатно