Статьи

Миряне и клир наших дней

Во всех религиях подчеркивается несовершенство человека, обреченного из-за этого на бесконечные тернии на жизненном пути. Но ведь отсюда с неизбежностью вытекает, что то же несовершенное существо обречено непрестанно совершенствоваться и углубляться в понимание также вековечного и неизменного вероучения. Вполне, например, оправдано поэтому предлагаемые ныне свидетелями Иеговы уточнения в переводах священных текстов, ибо меняемся и мы, и наш язык. Тем более что и высказанные замечания и поправки выглядят дельными.

Веками власть религиозная плотно срасталась с властью земной и потому участвовала во всех межгосударственных распрях с обязательным дележом приобретений. Указаний насчет различия между земными сокровищами и небесными в любом вероучении предостаточно и во все времена хватало разговоров, что, коль мы хотим быть подобием бога, то должны оказывать благодеяния только ради самих этих благодеяний ближнему, ибо они и есть богослужение. Но трудности бытия и нездоровые соблазны мешали благочестивым устремлениям и потому скорее было правилом, что сплеталась религиозная деятельность даже и с неприглядными земными делами, да и далекое превышение по материальному обеспечению над нормальным уровнем среди религиозного сообщества в общем-то не замечалось. Однако ныне, когда церковь всюду отделена от государства верующих можно считать безобидной и полезной прослойкой населения, поскольку различные верования, необъятное многообразие каковых должно признаваться сотворенным небесными силами, соревнуются в делах благотворительности, воспитания, просветительства, миротворчества.

Но при этом одно дело миряне и иное дело клир. Никак нельзя забыть, что руководство церквей, то есть клир, который во все времена жил слитно с правящими классами, пусть теперь и не вмешивается в их земные дела, но продолжает сохранять прежний уровень материального обеспечения. А ведь такое благополучие было продиктовано не совсем верным пониманием своего земного предназначения, то есть в этом следует видеть не до конца осуществленное разделение между земными делами и делами вечного спасения. Мы уж не раз говорили и повторим здесь еще раз, что ныне, когда большинство тружеников заняты на умственной работе, выполняемую с удовольствием, вред от высокой разницы в доходах становится прямо-таки вопиющим из-за приносимых этим нездоровых вожделений. Впрочем, надо, однако, предостеречь против аскетизма, тоже распространенного в религиозной жизни, но который можно признать только в качестве добровольной установки. Более того, при наличии иждивенцев повышенное материальное содержание может быть допущено и за пределы. Скажем, по половине среднего дохода на каждого в семье или даже по целому. Отважимся даже утверждать, что полностью устранять широкую дифференциацию по доходам не следует, как и вообще надлежит относиться бережно к каким бы то ни было различиям (национальным, религиозным, различию по укладам, обычаям и так далее). Если когда-нибудь и в самом деле дойдет до реализации задачи смягчения напряжения в обществе из-за разницы в доходах, то тогда признать ее недопустимо вредоносной только в сфере производства, но, может быть, относить к числу допустимых в сфере обмена. Вокруг нас много неустранимых вредоносных излишеств вроде рюмки или сигареты, устранение которых все же сделает жизнь неполной.

Само собой все те, кому небеса поручили руководить делами духовной чистоты, обязаны первыми подавать благой пример остальным. Нравится или нет, все эти папы да патриархи, муфтии, ламы и так далее с легионами их кардиналов, митрополитов, и прочая – пока что первые нарушители предписаний насчет сокровищ на земле и на небе. Первые не потому, конечно, что больше всех погрязли, а потому что им это предписание адресовано прежде всего и они первыми должны показывать пример всем.

Легко видеть, что терзающая планету вражда между народами и социальными слоями становится недопустимой именно благодаря прогрессу и в то же время имеет в качестве самой глубинной основы разделение на обеспеченных с избытком и лишенных элементарного.

Больше всего это прямо-таки бросается в глаза на примере ведущей американской державы. В самом деле, самое богатое на земле сообщество и при этом Перед лицом преступности и наркомании полная беспомощность, так что одна треть населения ворует, одна треть караулит. И при этом число бездомных определяется миллионами. И тянет этот когда-то очень здоровый организм за собой вниз и все сообщество народов. Войны, экономическая и нравственная деградация только лишь наиболее заметна на опрокинутых снова вниз окраинах цивилизации, переживших невиданный взлет в ушедшем веке. Великое творение отцов-основателей этой державы, впервые в истории начавших взимать налоги с одних только богатых, ныне может быть названа царством преисподней на земле, ибо если это не есть самые очевидные злодейские происки сатаны, то где же это тогда еще искать?

В общем встретился тебе кто-то из мирян, кто соблюдает обряды и таинства, — добрый знак от небес. А коль столкнула тебя судьба с клерикалом, да еще и сам норовит влезть в твои дела, то пока что остерегайся, не есть ли тут участия от нечистого.

            –..–

Он прирожденный богатей,

Его стезя — успех.

Христу он предан, хоть убей,

Однако ж знает грех.

Но вот тряхнуло колыбель,

Жизнь из сплошных помех.

Продал Христа, купил бордель

И снова выше всех.

Апрель 2023 г.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *