Тренируйте умственные задатки систематически

(приглашение к обмену опытом)

Постижение мышлением самого себя, проникновение в его подсознательные механизмы — дело, с одной стороны, безусловно полезное. Но одновременно, с другой стороны, оно выглядит необыкновенно трудным, если не сказать безнадежным, ибо в некотором смысле подобно попытке заглянуть без зеркала в свои собственные зрачки. Однако освоенные наукой и постоянно совершенствуемые логика и психология есть не что иное, как некоторый итог проникновения в собственную познавательную способность. Хотя пополнение знаний в этих отраслях идет крайне медленно, все же достаточно и того, что прогресс имеется. Представляется поэтому очевидным, что можно пойти дальше и задаться вопросом также и об умственных тренировках, с помощью которых удалось бы не только постигать, но и совершенствовать мыслительную способность, повышать ее эффективность.

Некоторый многолетний личный опыт составителя настоящих записок убеждает в том, что повышение интеллектуальных задатков с помощью специальных тренировок возможно, но только при том, что осязательный результат открывается только со временем. О том, чтобы иметь вдохновляющее ощущение полезности упражнений, как это бывает в спорте, не может быть и речи. Получается даже, что занимаетесь таким «мозговым спортом» смолоду, а результат появляется в зрелом возрасте. Весьма, конечно, вероятно, что такое уточнение насчет длительной задержки с получением плодов от затраченных усилий многими будет воспринято с настороженностью и заставит отнести всю затеею к разряду продиктованных нездоровой юмористикой, если не чем-нибудь похуже. Подделки и шарлатанство нынен в большом ходу, а речь идет о мерах, которые выглядят новаторскими. Юмористики, однако, как и вообще чего-то легкомысленного, на самом деле в нашем подходе нет.

Пребывая ныне в пенсионном возрасте, автор данных строк в состоянии составить кроссворд из двух десятков и более слов, не прибегая к записям на бумаге или в компьютере. Вся работа от начала и до конца проделывается в голове. А начинал тренировки в студенческие годы с умножения в уме семизначных чисел на трехзначные.

Понятно само собой, что такие способности в первую очередь основываются на памяти, в которой в свою очередь надо различать память оперативную и память долговременную. Развивать оперативную память значит совершенствовать мыслительные механизмы, делать их более сноровистыми, утонченными. Вторая накапливает данные, превращая их в долговременный запас знаний и тренировки расширяют ее вместимость.

Кроме отмеченного, дающего результат лишь со временем характера умственные упражнения не должны также ориентироваться на максимально сложные операции, как это делается в обычном спорте. Нельзя – и это принципиально важно — доводить ими себя до изнурения. Они, напротив, должны быть только и обязательно умеренно сложными. Вы можете умножать или делить в уме двухзначные, трехзначные, четырехзначные и прочие числа, составлять кроссворды и так далее и тому подобное, удерживая все в памяти без помощи бумаге, однако приступать надо в настроении, с каким берутся за шахматы или кроссворд и завершать решение задач в состоянии «усталые, но довольные». Так, упомянутые семизначные числа, бравшиеся для упражнений на арифметические операциии, надо теперь объяснять избыточным молодым задором. На все упражнение уходило побольше сорока минут напряженных размышлений. Задора хватило только на пяток задач с интервалом пару раз в неделю.

Излишнее напряжение мыслительной способности при тренировках не принесет пользы. Скорее всего это обстоятельство и послужило главным препятствием к тому, чтобы практическая польза от подобных тренировок была обнаружена раньше. Ведь путь к совершенствованию чисто инстинктивно усматривают в овладении сложными мыслительными процедурами и не замечают, что на тренировках надо сначала добиться четкого выполнения простейших операций и лишь потом браться за сложные. Недопустимость больших нагрузок на старте, возможно, проистекает из того, что перенапряжение запускает защитные психические реакции противодействие, которое тоже начинает совершенствоваться в том смысле, что заблаговременно формируют спасительное отвращение к обременительной процедуре. Какие именно брать умственные операции, какой степени трудности они могут быть, чтобы и подсознательное противодействие не возбуждать, и не пустяковыми прикидками заниматься, сказать невозможно, потому что способности очень разнятся. Необходимо только, чтобы упражнение длилась не меньше пятнадцати минут (оно должно, следовательно, не надоедать вам в течение такого промежутка).

Следующее неприменное требование можно назвать систематичностью. Оно состоит в том, чтобы избранная мыслительная процедура использовалась для тренировок многократно. Если выбрали, скажем, умножение четырехзначного числа на двузначное, то пусть оно так и повторяется каждый раз (числа, конечно, каждый раз новые). В то же время равномерная периодичность, каковая обычно связывается с тренировками, в данном случае не обязательна и даже скорее должна исключаться, потому что принципиально важно ориентироваться на настроение, на желание помозговать над какой-либо головоломкой. Прерывание тренировок на недели и месяцы вполне допустимо.

При продолжительной работе с одной и той же процедурой становятся заметными и результаты от умственного тренинга – завершение операции получается все быстрее и быстрее. Пусть, вы взялись за сплошные кроссворды из четырехбуквенных слов (одни и те же слова читаются и вертикально, и горизонтально). Например: Упор/Перу/Орел/Руль. На первых порах наверняка на это не будет достаточно нескольких дней, даже если ежедневно делать несколько пятнадцатиминутных попыток. Но по прошествии определенного времени(это может быть и полгода, и год и больше) успешные попытки начнут реализоваться почаще. Дойдет и до того, что один сеанс – один успешно составленный кроссворд. С кроссвордами такого же типа из пятибуквенных слов (Например: Псков/Скала/Карел/Олень/Вальс) к заметному прогрессу прийти нельзя. Хорошо, если результат будет получаться раз в месяц.

Но, почувствовав прогресс, добившись заметно более скорого завершения тренировочной процедуры, обязательно следует подумать о смене такой процедуры. Одни лишь математические или шахматные способности, как и прочие, еще не делают вас умнее в широком смысле слова. Только разносторонние занятия избавят от однобокого интеллектуального развитя. Разнообразить тренинг необходимо и даже настоятельно необходимо, заменяя успешно освоенную операцию на какую-нибудь иную. Через год или много больше, не имеет значения. Причем лучше, чтобы смена была радикальной — кроссворды на математические операции, а те на упражнения долговременной памяти (запоминание череды слов, названий и так далее). Можно подумать и о каких-то процедурах из области шахмат, пасьянсов, языкознания или чего-нибудь еще.

Для людей с математическим складом ума в качестве дальнейшего усложнения арифметических операций вроде умножения можно предложить проделывать то же умножение с двенадцатиричными цыфрами. Тогда данная процедура будет включать в себя перевод обычных десятеричных цыфр в цыфры двенадцатиричные. Для этого сразу же понадобится придумать значки для обозначения десятки и одиннадцатки. Привычная же для нас цыфра из однойки и нуля теперь будет означать число двенадцать, то есть одна дюжина плюс ноль единиц.

Возьмем для примера число 99 и умножим его на 5 (должно будет получиться 495), переведя предварительно это число в двенадцатиричную цыфру. Взятое нами число – это восемь дюжин (96) плюс три единицы и потому должно быть записано двенадцатиричной цыфрой восемь три (83). Далее проделывается обычная всем со школы известная череда действий. Умножение тройки на пять дает число 15. Это включает в себя одну дюжину и к ней еще три единицы – цыфра один три (13). 3 сразу мысленно зафиксируем в конце будущего результата, а один запомним. Умножени восьмерки на пять дает число сорок, то есть 3 дюжины и еще четыре единицы – цыфра 34, которой надо прибавить полученную на предыдущем этапе единицу и, стало быть, рядом с той тройкой надо будет «приписать» цыфру три пять (35). Тогда окончательный итог запишется двенадцатиричной цыфрой 353 – 3 дюжины в квадрате, 5 дюжин и 3 единицы. Вспомнив, что дюжина в квадрате составляет 144, в качестве итога получим: 432+60+3=495.

Еще одной разновидностью результативного тренинга оперативной памяти может стать анализ дат. Допустим, нам захотелось определить, на какой день недели приходится День победы 9 мая 1945 года. Каждый в нашей стране знает, что началась Великая отечественная война 22 июня 41-го года, и, что это было воскресенье. Тогда мы сможем определить сначала день недели 9 мая 41-гогода, а затем переходя к тому же дню в 42-м, 43-м и так далее, добраться до заинтересовавшей нас даты. Отнимем от 22 21 (три раза по семь) и получим, что воскресеньем было также и 1 июня. Учитывая, что в мае у нас 31 день, то 1 июня то же, что 32 мая, и потому воскресеньем было также и 25 мая, и 18 мая, и 11 мая. В таком случае 9 мая 1941 года приходится на пятницу. Если бы в году было 364 дня (52 раза по 7), то тогда каждый год все дни недели совпадали бы полностью. Но дней в году на один и иногда на два больше. Получается, что в следующем 42-м году через 364 дня пятница повторилась на день раньше (8 мая), а на 9 мая 1942 года приходится суббота. В следующем 43-м году 9 мая сдвигается на воскресенье. Поскольку, далее, на промежутке от этой даты до следующей имеется 29 февраля високосного 1944 года, то здесь сдвиг произойдет на два дня и потому в 44-м на 9 мая приходится вторник. На последнем отрезке сдвиг на один день и потому 9 мая 1945 года – среда.

Каждые 28 лет разброс дней недели по месяцам и числам года полностью повторяется. Если нам, к примеру известно, что мировой экономический кризис тридцатых годов начался с так называемого «черного четверга» 24 октября 1929 года, то на те же число и месяц приходится четверг и в 1957, и в 1985, и в 2013 годах. Можете проверить это ради первоначального опыта, Можно узнать в какой день недели заполыхала Вторая мировая война 1 сентября 1939 года, можете вычислить, в какой из дней недели вам суждено было появиться на свет.

Хотя операция и выглядит достаточно шаблонной, однако доведение ее до конца каждый раз требует значительного напряжения памяти и памяти именно оперативной. В то же время продолжительность ее может быть самой различной. Поначалу оказывается утомительным продвижение в пределах пары месяцев, но впоследствии будет получаться преодоление и полугодового промежутка. К тому же и интерес к той или иной дате из собственной биографии или истории, пусть и представляет собой простое любопытство, возникающее временами из случайных воспоминаний, все же увлекать на решение головоломок он способен не меньше, чем пасьянс, или шахматы.

Формируемые таким путем устойчивые мозговые структуры совершенствуют мыслительную способность не только в том смысле, что увеличивают объем памяти, но и улучшают манипулирование составными элементами мыслимой картины. Совершенствование оперативной памяти – это в общем-то совершенствование способности к умозаключению и анализу, то есть развитие умственной способности вообще.

Тренировки долговременной памяти, видимо, имеют некоторую, возможно, очень давнюю историю. Во всяком случае в биографиях разных мыслителей иногда упоминаются и они. Такие тренировки сводятся к простому заучиванию списков (учебные группы, реестры товаров, списки произведений на разные темы). В этом виде интеллектуального тренинга настроение на тренировку тоже надо караулить и чрезмерные усилия и здесь тоже должны быть исключены. Ускользнула у вас из памяти какая-либо строка из списка или реестра товаров, не заставляйте себя упорно усиливаться, дабы выдавить из глубин сознания пробел, если деловая обстановка это допускает. Разумнее обратиться к списку и затвердить заново пропуск. Когда списков несколько, то совершенно необходимо заучивать их в разное время, иначе они будут перепутываться. В крайнем случае, если дело неотложное, заучивать списки попарно, но при этом один в алфавитном порядке, другой в обратном. Такие комбинации могут быть и способом постепенного усложнения тренировок.

Возможен тренинг и других, недискурсивных форм интеллектуальной деятельности. Если у вас явилась потребность к стихосложению, то неплохой пропедевтикой является предварительное чтение в течение недели-тругой поэтических произведений. Еще лучше потренироваться с рифмовкой: подбирать на любое слово четыре- пять или больше рифмованных слов или выражений.

Среди читателей сайта скорее всего найдутся такие, кто мог бы дополнить изложенные здесь соображения или высказать свои советы. Автор будет рад получить любые замечания.

Юрий Попов, кандидат философских наук.