Рождественские размышления
Увлекает, восхищает и покоряет, ибо неисповедимо
История религий не просто полна неожиданных поворотов. Она, можно сказать, прежде всего представляет собой нескончаемые искания с порождением всякого рода причудливых новообразований. Дробление и разветвление устойчивых религий можно даже вообще считать законом духовной истории. Христианство, казавшееся его первым подвижникам грядущим братством всех людей, начало распадаться на несовместимые течения с самого своего возникновения, и в каждое столетие в нём рождаются новые ветви. В древнейшей из религий, индуизме, ныне дошло до того, что по сути дела сколько деревень, столько и религий, потому что в каждой местности из всего пантеона на первое место выдвигаются свои небесные персонажи и добавляются местные божества. Не остаются неизменными и все другие большие и маленькие верования.
За этой непрестанной эволюцией не что иное, как страстные поиски идеалов нравственной гармонии, красоты и совершенства, но с обязательным шараханием из стороны в сторону, а также с неприменным соперничеством за лидерство. Не обходилось и не обходится, увы, и без вражды и стремления подавлять. Родная дочь религии, философия, хотя и взрастала в среде мудрствующих интеллектуалов, жаждущих видеть всё вокруг строго систематизированным не хуже алфавита, остаётся тем не менее таким же бурлением споров. Философия — область знания, где нет единодушия даже насчёт возможности самого познания и даже существования окружающего нас мира, того самого мира, который любой человек прежде всего и в первую очередь именно познаёт. В отношении существования самого себя сомнений, кажется, не возникает, однако что есть наша природа, остаётся вопросом, бесспорным ответом на который имеется только трудно обозримый набор спорных мнений.
Отголоски споров и сомнений мировоззренческого характера доносят до нас литературные памятники самых древнейших времён. Наряду с учениями о потусторонней жизни, учениями, всегда оберегаемыми властями, благополучно дошли до новых поколений также и всегда подавлявшиеся их оппоненты. «Никто не приходит оттуда, чтобы ободрить наши сердца», — можно прочитать в одном древнеиндийском трактате. «Пока живём, да будем счастливы! Такого нет средь нас, кто не умрёт», — говорится в другом древнеиндийском произведении. Изобретательные китайцы в ту эпоху, когда у них появилась бумага, додумались создавать общины, все члены которой договаривались, что умерший раньше других даст потом остальным знак с того света. Путь эмпирического подтверждения мировоззренческих догадок оказался, однако, неперспективным. Видать, угодно было небесам оставлять нас в этой области поисков во власти одних только умозрительных построений.
Совершенно безразличные к вопросам потустороннего бытия встречаются наряду с истово верующими в общем-то во все времена и во всех концах. Впрочем, им, не посещавшим никаких церквей, видимо, позволялось в прошлом лишь тихо существовать, не «высовываясь» со своими убеждениями и жизненными нормами. Английский философ семнадцатого века Томас Гоббс, относясь к такой разновидности граждан, как только получил благодаря своим произведения им широкое признание, стал из-за этого регулярно получать упрёки и угрозы в свой адрес, поскольку по всей Англии распространились также и сведения о его образе жизни. Безверие непрерывно критиковалось противоположной стороной, которая приравнивала его к аморализму, пусть даже на деле оно и оставалось благополучным как с точки зрения добрососедства, так и вообще нравственности. Однако с девятнадцатого века рост просвещения заставил умолкнуть таких обвинителей. Базирующееся на идеях просветительства подвижническое служение добру и истине может быть не менее героическим, чем основанное на вере в потустороннее.
Хотя и отбрасывающая всякие нравственные устои грубо эгоистическая жизненная установка, основанная на одном только хватательном инстинкте и полнейшем пренебрежении к другим, разумеется, тоже всегда имеется во всех обществах. «Пей, ешь, люби и не грусти нимало», — передаёт такие настроения один поэт, потому что: «Увы, мы существа единственного дня и наш удел — удел любой травы». «Живи, как всё живёт, минутною волною плесни и пропади в пучинах вековых», — сокрушается другой. Сюда же надо отнести и примитивные языческие верования, то есть те, где признаётся множество богов, обслуживающих земные потребности людей за приносимые им пожертвования. Потусторонний мир на этой стадии развития религиозных представлений является мрачным узилищем, куда не следует торопиться. По сути дела всё сводится к поклонению стихийным силам природы, поскольку каждое божество имеет узкую специализацию и нет всесовершенного божества, сотворившего весь мир. Пожалуй, тут уместно будет припомнить в качестве примера деяния монголов с их широко известными завоеваниями. Созданная ими образцовая государственность в сочетании с хорошо слаженной военной организацией и идеальной воинской спайкой позволили им без особых усилий покорять обширные пространства с населяющими их народами. В то же время религиозность монголов оставалась тогда ещё примитивно-дикарской (буддистами они стали позднее). Им ничего не стоило дать клятвенное заверение, что тот или иной город не пострадает, если перейдёт в их подчинение. А затем, войдя в город, они без зазрения совести сгоняли население, сортировали и, отделив нужных, остальных одного за другим ложили поголовно всех головой на плаху, обнаруживая при экзекуции чудеса организованности.
Так и сосуществуют из столетия в столетия благочестие и нечестие. Каждая сторона обвиняет другую, не скупясь на краски. Одни выглядят примкнувшими к властям шарлатанами и мошенниками, другие — вожаками морально неразборчивой черни.
Ну а доказательства? Что если попытаться собрать накопившиеся за тысячелетия попытки выработать в области мировоззрения твёрдые убеждения. В европейской богословской философии споры вокруг доказательства существования бога и бессмертия в конце концов сконцентрировались вокруг двух направлений. Одно из них убедительнее других изложил Фома Аквинский (Томас из итальянского местечка Аквино) — доказательство существует, надо только как следует поднатужиться мозгами. Оппоненты такого учения своим идейным вдохновителем признают Августина Блаженного, полагавшего не только невозможным, но даже и ненужным доказательства о боге и бессмертии, например, потому что принятие богословских идей именно на веру без твёрдо доказанного воздаяния должно уважаться больше.
Можно назвать много доводов в подкрепление того, что доказательств не должно быть. Математически строгое доказательство, если бы оно было возможным, оказалось бы доступным пониманию одних только изощрённых в логике математических умов и в то же время осталось бы только той же верой для огромного большинства остальных землян. Будь же такое доказательство доступным пониманию малограмотного простолюдина, его давно уже открыли бы. Да и вообще каким невыразимо унылым стало бы наше существование, если бы в мире не осталось бы тайн! Жизнь без чего-то неизведанного и риска, пусть даже в обиходно мелких дозах, сама по себе творит одну только смертную скуку и, если подумать, сама по себе страшна не менее смертного греха.
Если мы рискнём выявить то немногое, что выглядит сколько-нибудь убедительным в этой группе вопросов, то, на наш взгляд, остановиться надо на одних только нравственных аспектах нашего взаимодействия с вечностью, с потусторонностью и вседержителем.
Единственное, что можно доказать о предмете мировоззренческих споров, то есть о боге, выражается просто: если он существует, то любит нас только и исключительно по своему бесконечному милосердию. Никакой прагматической выгоды от нас он не ждёт, а, если что и получает, то одни лишь душевные муки. Он творит добро, как Солнце источает тепло потому, что не может не источать. Наделять вседержителя корыстным расчётом означало бы творить бога по образу и подобию своей низменной природы, которая не желает беззаветно служить горнему и вышнему. Ничего бесконечно высокого, внеземного, потустороннего, сверхъестественного — или как бы это ещё ни называлось — в таком случае просто- напросто не возникает. Называть это можно хоть примитивным язычеством, хоть оголтелым безбожием. Перегородки между ними тоже не возникает.
Уж если принимать религиозные представления, то только те, которые возвышают и одновременно обязывают. Мы как подобие бога или, если мы хотим быть его подобием, должны в меру отпущенных нам возможностей помогать ближнему, не думая ни о каком вознаграждении даже и от небожителей. Ещё меньше надо видеть целью богослужения славословие божества, который выглядел бы тогда простым честолюбцем. Более всего подобен богу тот, кто на первое место ставит заповедь: «Не произноси имени господа, бога твоего, напрасно». Вернее угодишь творцу мироздания, если на деле будешь заботиться о его творении, возлюбив ближнего как самого себя.
Сопоставляя споры вокруг бога и потустороннего мира в древности и ныне, мы мало увидим различий или таковые даже вообще отсутствуют. В любой аудитории как тогда, так и сейчас обязательно есть немногие горячие сторонники, которые всегда встречают множество сомнений и сомневающихся. И не менее убеждённые противники тоже всегда водятся.
В качестве значительного итога длительных богословских и околобогословских споров за все прошедшие тысячелетия можно назвать только одну истину, относящуюся не к пониманию сверхъестественного, а к межрелигиозным взаимоотношениям. Начиная с эпохи Просвещения стало входить в жизнь, набрало силу и превратилось в общепризнанную аксиому равноправие всех религий и, стало быть, государственных религий быть не должно. Ни правитель, ни первосвященник не знают лучше других, какая из религий предпочтительнее. Государство заботится о земных интересах людей и должно подчинять граждан земным властям. Церковь заботится о вечном спасении и оставляет людей в подчинении одному только небесному повелителю. В занятых земными интересами государственных учреждениях религиям не место. Она не вмешивается в дела земных правителей и предоставляет каждому выбрать свой способ общения с богом. Отлучение от церкви не наносит никакого поражения в правах. Единственное наказание для отлученного — ему закрывается доступ к вечному спасению через данную религию. Не вмешиваясь в вероисповедную деятельность церкви, государство вправе запрещать одни только антиобщественные (с точки зрения земных интересов) формы поклонения сверхъестественному. После уравнивания перед властью старинная вражда между верующими и неверующими потеряла смысл, потому что о сверхобыденном думают вообще-то и те, и другие.
Завершая эти прикидки, нам поэтому хочется привести слова ещё одного поэта:
«Действительность как сон воспринимаю часто
И в бездны падаю, томясь по высоте.
И слышу вновь: «Мечтай! Безумию фантаста
И дерзость разума уступит в красоте».
Люди живут не только в хозяйственных делах и помыслах, они ещё и ухаживают за могилами, посещают памятники и приносят к ним цветы. Ещё больше в повседневности всякого рода символов. Трудно даже сказать, чем мы заняты больше в наших деяниях: реальностью или иллюзиями? Во всяком случае погружение в мир каких-нибудь шекспировских персонажей есть погружение в чистые вымыслы, вряд ли более жизненно-реалистичные, чем сказания, составляющие, например, евангельские сюжеты. Обряды и ритуалы справляют все люди. Без символики, как и без праздников, жизнь была бы неполноценной. Неведомы нам запредельные дали. На разный манер устремляет туда свои помыслы и дела и разница в подходах, пусть, не пустяковая. Однако всё говорит за то, что перегородки между теми, кто поддерживает церковные обряды, и теми, кто обходится без них, небес не достигают.
Юрий ПОПОВ, кандидат философских наук, г. Владивосток
Под всем готова подписаться.
выше нос
Самый чудесный сайт. Умные и спокойные статьи.
Самый прекрасный сайт для обсуждений
Спасибо за статью. Много интересного нашла для себя на Вашем сайте.
поддержу предыдущий комментарий. Можно написать серию статей. Например «по следам христианства».
Общие фразы на известную тему. Видно что вы говорите свои мысли и подтверждаете цитатами известных людей. Интересно почитать ваше мнение например про жизнь Христа до 30 лет. Откуда, как, почему. Интересно ваше мнение как профессионала.
Из-за беспрецедентно высокой популярности этого подвижника о нем циркулировал целый рой совершенно разноречивых сведений и потому по мере появления новых данных из раскопок (например, в двадцатом веке в районе Мертвого моря) картина все больше запутывается. Лет пятьдесят назад в одном древнем книгохранилище найдена рукопись двухсотых годов нашей эры «Евангелия от Иуды» и тот заверяет, что Иисус сам попросил указать на него стражникам. О тех событиях сейчас можно узнать только набор тогдашних легенд.
Эффективное продвижение
вот уж мутата
а ведь тема интересная
Интересно ваше мнение. Какие легенды больше внушают доверия? Сейчас в интернете много «мусора». Как отличить, что выдумано нашими современниками, а что основывается на исторических документах.
Да ведь тема-то необъятная, тома и тома писать. Это только самому читать те произведения. Никак иначе собственного мнения выработать нельзя. Но их много и общее название для них – новозаветные или христианские апокрифические произведения.
Рождество — самый лучший праздник. Такой добрый и волшебный.
Недавно прочитала книгу Вадим Зеланд Трансерфинг реальности. Вы согласны с теорией маятников?
Не доводилось даже и заглядывать. Спасибо, что подсказали. Непременно возьмусь за нее, как только найду время.
Меня теория маятника впечатлила. Как то и в Бога уже не вериться.
Сложный вопрос
Привет!
Трансерфинг реальности. Кто-нибудь читал?
Благодаря посетителям сайта почитал и я. В философии с древности по временам заговаривают насчет того, что внешние условия существования и в самом деле можно менять одной лишь силой собственных мыслей, если под условиями иметь ввиду отношение к вам других людей (их важнейшую для жизнедеятельности составляющую). Трансерфинг доводит такие идеи до практических рекомендаций. Внутренняя собранность, подкрепленная специальной подготовкой, может очень даже эффективно повлиять на начальника, прикидывающего ваш деловой потенциал, на контрагента, оценивающего ваши возможности, и кого угодно еще. Развертывание идей насыщено остроумными замечаниями и дельными рекомендациями, изложение простое, лаконичное, но в целом, пожалуй, все же затянутое. Но вот использование физикалистской терминологии и, в частности, уподобление извечного колыхания и ритма жизни маятнику надо признать стилистической неудачей автора. В качестве мечты (внутреннего намерения, по терминологии трансерфинга) даже и надежда передвигать мысленным усилием предметы на столе или самом у порхать, подобно ведьме на метле, может показаться привлекательной реальностью пусть даже и в роли сказки. Такое учение тоже находит приверженцев с древности.
А вот враждебное отношение к окружению настораживает. Любой маятник только подавляет и навязывает, а человека, попавшего в затруднительное положение, «всегда окружают советники и манипуляторы. Все они преследуют только свои цели: либо вырасти в своих глазах, поучая недотепу, либо получить возможность вами манипулировать». Общество – такая же естественная среда обитания, как и атмосфера. Девяносто девять процентов предметов обихода каждому из нас производит кто-то, а не мы сами, то есть «маятники» вообще-то и обеспечивают жизнедеятельность тоже. И подавляющее большинство общественных установлений и ограничений благодетельны для всех.
Очень интересно
Рождество… Такой романтичный и таинственный праздник вытесненный революцией из наших домов. Можно и поразмышлять. К рождеству сейчас относятся, как к фольклору. Вы согласны?
Не совсем. Государственные религии прошлого запятнали себя множеством притеснений и тяжких преступлений. Например, если староверы заключали брак в своей церкви, то их брак считался незаконным, а дети незаконнорожденынми. Начатое Соединенными штатами отделение церкви от государства («Биль о правах», 1790 г.) было продолжено другими в Европе и выравнивало правовое положение разных верований и неверующих довольно мирно. А вот у нас такая процедура встретила немилосердное противодействие Московской патриархии, не желавшей терять привилегированное положение. Сатанинскую гордыню надо усматривать в поведении этих церковников. Жаль, конечно, что народные праздники стали жертвой того противоборства.
все таки теперь это официально выходной день.
Приветствую всех!
Нашел удивительную информацию
Иван Неронов (1591 1670) настоятель церкви Казанской Богородицы в Москве, член Кружка ревнителей благочестия , идейный вдохновитель старообрядчества. Неронов получил известность как яркий проповедник, его проповеди посещал даже царь Алексей Михайлович. Он резко выступал против церковной реформы патриарха Никона, за что его неоднократно ссылали и судили. В очередной раз покаявшись и получив прощение от царя, последние годы прожил в Даниловом монастыре в Переславле-Залесском и получил там сан архимандрита. и протопопа Аввакума. Реформа, начатая как кампания по обновлению духовной жизни и утверждению благочестия, приняла новый оборот. Из Киева были призваны учёные монахи, отрицавшие весь старорусский чин и обряд как невежественные и тем самым посягавшие на авторитет русских святых. За образец взяли современные греческие богослужебные книги, отпечатанные в Венеции (католическом городе, что само по себе вызывало подозрения). Исправленные книги множили на Московском печатном дворе и рассылали по всем епархиям со строгим наказом служить впредь только по ним. Это вызывало протест не только потому, что обрядовые изменения воспринимались как ересь, но и потому, что малограмотным священникам было сложно переучиваться.
Или вот интересная информация.
Житие активно распространялось в списках и при жизни Аввакума, и после его казни, как и другие его сочинения и письма с наставлениями в жизни и вере, которые он писал из заключения своим духовным детям, но все эти тексты были известны только в среде старообрядцев. Первое печатное издание Жития вышло в 1861 году в типографии издателя Дмитрия Кожанчикова в Санкт-Петербурге, подготовил и осуществил его филолог, историк древнерусской отреченной (то есть запрещённой церковью) литературы Николай Тихонравов, впоследствии ректор Московского университета. С тех пор разыскания продолжались. Например, в 1912 году историк Василий Дружинин нашёл в доме одного старообрядца автограф аввакумовской рукописи (за который, по преданию, московская старообрядческая община предлагала учёному 30 000 рублей золотом, но тот не взял, сохранив драгоценную рукопись для науки). Как это часто бывает с допечатными источниками, новые найденные списки порождали новые исследования и принципиально новые публикации. Так, в 1926 году в Париже в ситуации дефицита русских изданий Алексей Ремизов отвёл более 70 страниц в журнале Вёрсты под публикацию парижского списка Жития , составленного им на основании трёх ранее известных редакций.
А почему вы никак не комментируете целые выдержки из каких-то статей в комментариях?
Да ведь оценки таких высказываний, мнений,сведений и пр. бесконечно разнообразны. Можно только ожидать ответных высказываний от участников и посетителей форума. Это и интереснее, и познавательнее для всех нас будет.
Конечно Вы правы. В этом что-то есть и я думаю, что это отличная мысль.
Жаль, что не смогу сейчас участвовать в обсуждении. Очень мало информации. Но с удовольствием буду следить за этой темой.
Весьма забавная информация
Слишком заумно. А можете ответить: почему дата рождения известна, смерть и воскрешение — дата каждый год разная?
Чтобы это понять, надо вспомнить, что в древности календарный год состоял из 12 месяцев по 30 дней и потому раз в несколько лет приходилось вставлять тринадцатый месяц. Из-за большой календарной неравномерности при датировании праздников полагались больше на астрономические явления вроде дня весеннего равноденствия. Хотя уже была принята юлианская система, добавляющая раз в четыре года лишь один день, все же входила в жизнь она очень медленно. Повлияло, видимо, и то, что первые христиане должны были вытеснять имевшиеся у всех народов культы пробуждающихся к жизни по весне богов (у славян – Ярило). В результате содержание их обновилось, а способ датировки остался. Рождество вошло в жизнь позже, когда юлианский календарь уже получил распространение. В Писании на этот счет точных указаний нет и потому в разных конфессиях утвердились разные даты.
Что рассказать ребенку про Дед Мороза?
Что-то новое тут сказать очень трудно, да и то, что дают сказки и мультики, совсем неплохо увлекает детвору. Можно посоветовать только не торопиться просвещать детей насчет подарков от деда Мороза, когда они начинают взрослеть. Воспоминания о недавнем прошлом все еще живы и не надо их портить. Воздерживайтесь проявлять просветительскую инициативу, даже если уже прекратили подкладывать им под подушку «подарок от деда Мороза».
Вы знаете о том, что чем больше вы отдаете, тем больше получаете?!
Но это Вы, пожалуй, чересчур. Когда-то великий немецкий философ И. Кант выдвинул такую мысль, что творчество само по себе награда и даже делал отсюда вывод, что плата за произведения представляет собой что-то вроде чужеродного вкрапления в духовное производство. Тогда по этому вопросу развернулась очень широкая дискуссия и многие утверждали, что, например, писатель или поэт получают вознаграждение в тот момент, когда из под их пера выходит их творение. Другие, соглашаясь с такой оценкой, в то же время подчеркивали, что творцы культуры должны еще и получать средства к существованию. Верно тут только то, что люди дорожат не одним только доходом. Большинству еще и надо получать его с помощью увлекательного занятия. Причем фактор притягательности профессий или просто престижа скорее всего посильнее материального интереса.
Любимый праздник — рождество. Но я думаю Новый год все равно, всегда будет на первом месте.
Можете рассказать про ведическую религию. Считается самая древняя. Старше буддизма
Это самая древняя из ныне существующих религий. Возникла она примерно четыре тысячи лет назад в Индии и сохраняется там и поныне. Хотя, КОНЕЧНО, ИСТЕКШИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ВНЕСЛИ В ЭТО ВЕРОВАНИЕ МНОЖЕСТВО ИЗМЕНЕНИЙ, НО ДРУГИЕ, СОВРЕМЕННЫЕ ЕЙ И БОЛЕЕ РАННИЕ, ВООБЩЕ ИСЧЕЗЛИ. И «веды» ТОЖЕ ДРЕВНЕЙШАЯ ИЗ СВЯЩЕННЫХ КНИГ, ЕЕ ВОЗРАСТ С УЧЕТОМ УСТНОЙ ТРАДИЦИИ даже ПРЕВЫШАЕТ ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. В ЯЗЫЧЕСТВЕ ИЛИ МНОГОБОЖИИ БОГИ, ХОТЯ И СЧИТАЮТСЯ ВЕЧНЫМИ, ВСЕ ЖЕ ОБЫЧНО ИМЕЮТ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОТ КАКИХ-ТО РОДИТЕЛЕЙ И ПОТОМ САМИ УСТУПАЮТ ПРАВЛЕНИЕ НАСЛЕДНИКАМ. Чтобы не загружать изложение перечислением имен, можно выделить бога Индру, популярного в качестве главы пантеона на начальной стадии. Затем верховенство перешло к Брахме покровителю сословия жрецов, монополизировавших ткульт. Достаточно сказать, что разделение на касты началось с обособления брахманов, через посредство которых только и можно было обращаться к Брахме. И з других верховных небесных повелителей индуизма всегда популярными были Шива и Вишну. Есть и множество других божеств, почитаемых представителями отдельных каст, сословий, профессий и т.д. В каждой местности к общему пантеону добавляются свои божества и потому назвать индуизм единой религией теперь уже трудно. С девятнадцатого века большое признание даже за пределами Индии получил Кришна.
Характерное для всех языческих верований представление о том, что боги обслуживают земные потребности людей и получают за это пожертвования рано или поздно подверглось критическому пересмотру и потому примерно в шестом веке до новой эры в индуизме возник буддизм. Здесь на жизненный путь смотрят как на юдоль для испытания и потому каждый должен стремиться заслужить благосклонность небес стойким отношением к невзгодам и добрыми делами. И еще здесь признается перерождение душ. У других народов, например, у греков, тоже встречается идея, что правильнее не получать помощь от богов, а заслуживать ее. Но в Индии дошло до включения этого представления в культовую практику. Благодаря более совершенным взглядам на духовную сферу деятельности обновленное буддизмом верование нашло последователей как в индуизме, так и среди многих других народов и потому оно стало первой мировой религией, хотя в самой Индии буддизма практически не осталось.
уникальные размышления
Улыбайтесь чаще!
Самый простой способ жить долго и счастливою
Скоро новый год, рождество. Хочется новогоднюю сказку