Статьи

Двухкомпонентный интеллект (часть 2)

Автономное функционирование и развитие

В первой части начатого ранее разговора на означенную тему мы пришли к тому, что разумная жизнь может создаваться на небиологической основе. Тогда допустимо предполагать не просто всякую иную, но даже и не вещественную, а волновую среду в качестве основы разумной жизни. И, может, загадочный космический пришелец 1908 года, называемый Тунгусским метеоритом, траектория которого заставляет предполагать управляемое движение, следует признавать посланцем именно такого мира. То, что никаких осколков на месте падения не обнаружено, в принципе можно объяснять еще и тем, что вещества там вообще не было. Зато электрический разряд оказался сверхмощным. Те неведомые обитатели, само собой, знали, что надо избегать столкновения с твердым веществом, но похоже не заметили вещество газообразное. Тормознули и двинулись в обратную сторону, да поздно сообразили.

Если мы назовем роботом электронное устройство, способное выполнять сложные умственные операции и тем самым автономно функционировать в меняющейся среде, то нам сразу же надо принять, что электрические или магнитные поля могут усложнять функционирование его «медной души». Стало быть, при соприкосновении с ними в нем должно возникать что-то вроде болезненных ощущений, дабы предохранить от пагубы. Влажность тоже может быть и допустимой, и вредоносной поэтому к какой-то надо стремиться и какую-то избегать. Температура тем более может быть такой, что вызывает «ожоги» или, наоборот, «простуду». Газовая среда тоже может оказаться значимой, стало быть, будет различать наш робот и запахи. Свет и звук в качестве колебаний могут иной раз и полностью парализовать работу электронного мозга. А в качестве признаков тех или иных условий цвета и звуки тоже будут подразделены на радующие и отталкивающие. Именно такие регуляторы поведения нашего «электронного интеллектуала» и только они должны быть отнесены к разряду того, что можно называть чувствами или их аналогом. Задаваемые же искусственно вставленными датчиками влечения изначально означают чужеродное поведение. Причем веления, исходящие от того, что названо у нас аналогом чувств, закладывают жизнеспособность и потому первичнее тех, что называют счетно-решающими операциями. Первые обязательны для робота-интеллектуала, вторые же могут и не появиться, хотя автономность будет возможна.

Нам никак не избежать того вывода, что интеллект любой природы, пусть даже это допускаемый нами невещественный интеллект, может быть только двухкомпонентным. И в любом из них разум должен подчиняться чувствам, а не наоборот. Далее, для интеллекта любой природы, если только он не является результатом одноактного творения, придется признавать также и совершенствование умственных способностей в процессе практики, значит надо допускать и для роботов как науку, так и искусство. В процессе его развития обе эти сферы самостоятельны и одна не может заменить другую. При этом строго говоря, автономность должна доходить до того, что робот сам заменяет у себя проржавевшие детали, которые сам же и изготавливает (сотворив для этого всю обширную производственную инфраструктуру). И пока этого нет, не робот превосходит человека, а человек, изготовивший робота, превосходит человека, не умеющего его делать.

Тем, кто завышает возможности счетно-решающих устройств следовало бы учитывать, что доступное компьютеру подражание произведениям художника, музыканта и так далее одновременно означает также и неспособность самостоятельно менять заложенный в него стиль. Он переиначит вам «Иллиаду» на тысячу ладов, посочетав с приключениями Гамлета и Дон Кихота.  Ему-то это унылое однообразие не осточертеет! Заложите в него, к примеру, воспроизводить песенки по образцу наших нерифмованных народных песнопений досоветского времени типа «Пойду ль я выйду ль я», «ах вы сени мои сени» и так далее. Почти исключительно «нескладуха» нередко с исковерканной грамматикой, да и содержание более чем скудное у песенных восторгов народа, первый университет у которого появился с задержкой на пол тысячелетие. К культурному наследию надо относиться бережно, каким бы оно ни было. Но если еще и сделать его образцом, один только компьютер и выдержит. А если еще и подсунуть такую продукцию нашим оппонентам! Благотворное влияние «искусственного интеллекта» на кое-какие умственные ориентации (в смысле избавления от оных) можно тут твердо гарантировать. И, самое главное, робот никогда не сможет сделать переход к более совершенным формам. Тем более что и развитие нашего народного песенного творчества происходило в двадцатом веке под влиянием образования, а не само собой. Самостоятельное развитие в области искусства базируется на способности чувствовать, а дискурсивная составляющая может при этом даже быть помехой. То же самое плоскостное письмо в живописи и переход от него к перспективе. Равным образом не сможет он самостоятельно освоить многоразличные появлявшиеся в прошлом направления  вроде использования полутеней, когда на полотне нагромождение красок и линий, но с расстояния — красочная картина. Не сможет он самостоятельно прийти ни к кубизму, ни к абстракционизму, ни к той манере, которая отличает творения П. Пикассо и его современников.

Нам говорят, что нынешние компьютеры уже и теперь создают самостоятельные и вполне читаемые произведения. Да помилосердствуйте, халтура тоже находит почитателей. Великий Бальзак начинал в молодые годы именно с этого и притом ради заработка. Тут не робот превосходит литератора, а халтурщик с роботом кармане превосходит халтурщика без робота.

Коротко говоря, электронный интеллект никогда не сможет развивать искусство. В этой отрасли для способности к развитию требуется еще и способность радоваться и печалиться. Да и не просто радоваться, а даже жить радостями и печалями художника, поэта, музыканта. Более того, приходится признавать, что вообще вся гуманитаристика оказывается неспособной развиваться с помощью искусственного интеллекта или, точнее, с помощью одних только счетно-решающих операций. Но разговор о специфике гуманитарной отрасли мы перенесем уже в следующий раздел.

Август 2021 г.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *